Куда бы податься бедному автору Или Увертюра к Непознанному (заметки на манжетах)

Дмитрий Чистяков
composers@mail333.com


Не зарывай талантов своих. Стучи, и отворят тебе. Имеющие уши да услышат. В самом деле, вечные слова ценны, в том числе и тем, что вселяют надежду. Любой рядовой гений, и, в частности, автор музыки, имеет страстную потребность в самовыражении, что подвергает сомнению истинность пирамиды потребностей мистера Маслоу, однако весьма неплохо доказывает диковиный расцвет музыкальных интернет-порталов как с функциями e-commerce, то есть продаж музыки непосредственно в Сети, так и без этих функций. Музыкальные порталы как халявно-пиратские, так и имеющие некоторое гипотетическое уважение к творящей братии (почему гипотетическое, объясню позже), растут, давая авторам надежду на, пусть небольшую, долю внимания слушателей, студий звукозаписи, музыкальных продюсеров и прочих внутри- и околомузыкальных образований и индивидуумов, а также на возможность (гипотетическую, опять же) иметь заработок в Сети от своего творчества. А как насчет раскрутки своего имени - будущего брэнда? Ужели не хочется? Хочется, но как?

Зарой свой талант. Не стучи, все уже спят. Никто не будет тебя слушать даже под пяткой, э, простите, под пыткой. Ты достал своей музыкой, всю музыку уже написали. Нот всего семь (это - самое забавное утверждение). Сосед пробовал, у него не получилось. Посмотри, какие у дяди проблемы в семье - это все потому, что он музыку пишет. Свободный художник? Cваааабоден! (Буквы "а" и "о" произносится в нос).

Есть еще: меня от ТВОЕГО не колбасит, "отстой", не будь наивен, сопьешся, все равно украдут, будешь нищим всю жизнь, это не мужское дело (авторы-девушки, вам - полное творческое раздолье и музыкальное счастливое будущее), ТУДА не пробиться (куда конкретно, не уточняется).

И так далее...

Прискорбно, но факт: доводов "против", как правило, больше, они ярче, к тому же вызывают агрессивное понимание и одобрение со стороны людей, ушей не имеющих и никогда не желавших их иметь. Если слон наступил на ухо, кто виноват? Слон? Нет же, виноват тот, кому не наступили на ухо. Безусловно, на самом деле проблема шире, но об этом позже.

Робким сочувствием и таким же робким интересом ты пользуешься у некоторых девушек (не авторов) с еще не убитыми всеобщим феминизмом, но и нереализованными на практике материнскими инстинктами, у девушек, парень которых играл на гитаре, да бросил (и ее, и гитару), а было так романтично, ты не такой, как все, а может, в этот раз..., у девушек... впрочем, и у друзей, у которых "просто не сложилось", но "ты же выйдешь в люди, мы в тебя верим", "Маккартни-то мультимиллионер уже, скоро и ты будешь летать на вертолетах", "бессамемучу-то написала девочка 15-ти лет и обеспечила себя на всю жизнь". А обеспечить себя на всю жизнь - хочется, еще как! О богатых от мира музыки позже.

Не верь. Никому не верь. Никого не слушай. Не верь друзьям, статьям, "звездным" исповедям, и ДАЖЕ финансовым отчетам крупных корпораций музыкальной индустрии (об этом далее).

Почувствуешь агитацию или рекламные трюки - не верь и мне - я материально заинтересован.

Собственному опыту верить можно, как трактовать его - вот в чем вопрос.

Я не "звезда", не друг, не девушка, не сосед. Я - свидетель, очевидец в той же мере, как и участник событий... Объективный субъект. Возможно, коллега. Надеюсь на это. Пожалуй, положа одну руку на учебник по сольфеджио, другую на электронно-музыкальные бестселлеры отца и сына Петелиных, третью на экономико-юридические информационные источники, да, пожалуй, рук хватает, пропишу-ка свой собственный опыт четвертой. Судить вам, авось поможет. Жить и делать НАМ ВМЕСТЕ.

Мелодия. Основа основ, правило правил. Нет мелодии - нет музыки. С этим спорили великие авангардисты, с этим пытаются спорить новые тупиковые ветви музыкальных течений. Мелодический мэйнстрим продолжает жить и здравствовать. Часто спрашивают, как Она рождается. Если бы кто-то мог объяснить это. Ты тоже и сам не знаешь, как это происходит. Но ведь происходит же. Психология творчества - разговор отдельный.

Итак, Она пришла. Легко ли, трудно ли - но пришла. Обдумав, хороша ли она, нет ли явного плагиата, и скрытого тоже, проецируешь ее на нотный стан. Пока просто на бумагу, как идею. Если ты уже имеешь современный PC cо звуковой картой уровня не ниже SB Live! и MIDI-клавиатурой, знаком с программами-нотаторами или программами-музыкальными редакторами вроде CakeWalk Pro Audio, владеешь хорошей коллекцией сэмплов, некоторыми познаниями гармонической структуры и ритмической организации, ты садишься за работу. Сэмплирование, мастеринг... Если ты ничего этого не знаешь и не владеешь ничем, позже поговорим и об этом.

Итак, допустим, твоя композиция в формате mp3 уже готова. Прекрасно. Ты доволен собой. Это - потенциальный хит. Ты уверен в этом. Даже больше - так думают еще два человека, твоя подруга и твой приятель. Возможно, кто-то третий. Десять человек думают иначе. Остальным пока все равно. Ведь никто больше не знает об этом! Надо публиковаться - карьера композитора может быть трудной, но долгой и не очень-то зависящей от пенсионного рубежа.

Мировая музыкальная индустрия сгорает от нетерпения, настороженно ожидая прихода нового участника игры. Новые силы вливаются ежедневно, новые музыкальные ресурсы обновляются ежечасно. Объемы музыкальной продукции мира впечатляют. Как не затеряться в этом море? Как занять свое место? Куда, собственно, податься бедному автору?

Совсем немного истории и статистики, чтобы понять, с чем ты можешь связаться и в какой мир ты собираешься войти.

Вначале было, как ни странно, сжатие. Идея о возможности организации крупных музыкальных архивов возникла как следствие создания в 1987 году немецкой инженерной фирмой Fraunhofer IIS сжатого формата аудиофайлов mp3 - MPEG Audio Layer-3, при этом претендующего на качество уровня СD. Это позволило хранить бОльшие объемы данных, чем прежде, раз в десять.

Благодаря этой чудесной возможности, началось активное создание музыкальных архивов в сети, впоследствии обусловившее новые предпосылки для возникновения музыкальных интернет-порталов с функциями продаж музыки он-лайн.

Согласно исследованиям марктинговой компании Jupiter Research рынка цифровой музыки, в 2005 г. пользователи сети потратят на покупку музыкальных файлов 5,4 млрд долл., из которых 1 миллиард будет израсходован на абонентские взносы на платных сайтах. Эти данные касаются только цифровой музыки, речь не идет о продажах в сети СD и DVD.

Если предположить, что эти данные слишком оптимистичны (к примеру, компания Forrester предсказывает, что покупки меломанов в сети составят около $500 тысяч к тому же году), по данным J.R., доля рынка продажи музыкальных файлов в Сети может составить около 25% от всей легально продаваемой в мире музыки.

При этом речь идет только о продажах музыки в Сети. Интернет-продажи СD и DVD - это отдельно стоящая индустрия.

Каковы же основные причины для столь оптимистичных прогнозов?

Во-первых, это - рост популярности цифрового музыкального формата mp3, получившего в наши дни широкое распространение в Интернете.

Во-вторых, и, как следствие, рост продаж MP3-плейеров, домашних компьютеров и бытовых цифровых аудиосистем. Огромное число пользователей получило прекрасную возможность получать музыкальную цифровую информацию прямо из Сети и прослушивать ее.

В-третьих, серьезный интерес самых влиятельных гигантов мировой музыкальной индустрии, диктующих мировую музыкальную моду, владеющих крупнейшими и известнейшими студиями звукозаписи, производящих самые большие объемы музыкальной продукции, занимающиеся продвижением (promotion) выдающихся музыкантов мира и вызывающих интерес и подозрения у антимонопольных комитетов государств всего мира.

Таких гигантов в мире всего пять. Их нетрудно перечислить - Universal Music Group, Bertelsmann Music Group (BMG), Sony Music, EMI и Time Warner. Фактически, это сложившаяся олигополия на мировую музыкальную продукцию, олигополия, владеющая наибольшим капиталом в мире музыки.

Все они либо имеют в России свое представительство, либо российские рекорд-лейблы представляют их интересы. У Sony Music и Universal есть договорные отношения с нашими группами и исполнителями, остальные три занимаются дистрибьюцией западных музыкантов.

Нетрудно перечислить и крупнейшие музыкальные порталы в сети.

MusicNet
http://www.musicnet.com/

Музыкальная подписная служба, владеющая современными технологиями доставки музыки в Сети (RealNetworks) и представляющая потребителю крупнейшие музыкальные каталоги от трех гигантов мировой музыкальной индустрии - Warner, EMI и BMG. Является совместным проектом AOL Time Warner, Bertelsmann Music Group и EMI.

PressPlay
http://www.pressplay.com/

Является основным конкурентом MusicNet. С помощью этой подписной службы пользователи могут скачивать музыкальные файлы или прослушивать их непосредственно из Интернета (так назывемая функция pre-listening). Pressplay создавали гиганты Sony Music и Vivendi Universal. Как видим, этот бизнес еще более укрупняется, образуются формы взаимодейстия крупных корпораций, объединяющихся в конкурирующие группы. Налицо хорошо защищенная система доставки музыки, гарантирующая полное соблюдение авторских прав.

RealNetworks
www.realnetworks.com/

Одна из первых и лидирующих компаний, доставляющих аудио- и видеоинформацию пользователям Сети. Кстати, небезызвестный RealPlayer - проигрыватель аудио- и видеофайлов - является их продуктом. Самостоятельная разработка и продвижение программных продуктов для владельцев персональных компьютеров других бытовых воспроизводящих систем не может не вызывать надлежащего уважения.

Emusic
http://www.emusic.com/

Платная служба, предоставляющая пользователям возможность в течение первого месяца скачивать до 100 треков, затем за абонентскую плату меломаны получают неограниченный доступ к коллекции, состоящей из более чем 200 000 mp3-файлов. Музыкантам оплачивается каждая скачиваемая композиция.

MyPlay.
http://www.myplay.com/

Весьма оригинальные услуги предоставляет MyPlay: воспользовавшись инструментарием Subscription Builder, дающим возможность строить собственный музыкальный сервис, можно разрабатывать свои системы доставки музыки он-лайн. Подписка же работает на основе технологии Locker, потребители могут покупать лицензионную цифровую музыку.

MP3.com
http://www.mp3.com/

Владеет одной из самых крупных коллекций музыки в Интернете. Шутка ли, более миллиона композиций от десятков тысяч исполнителей! Помимо предложений по созданию индивидуальных подписных каналов, предоставляет современные высокотехнологичные решения для бизнеса, сервис интернет-радиостанций, а также маркетинговые услуги, возможности лицензирования и promotion. К тому же, являясь одной из самых насыщенных, информация о цифровой (и не только) музыке предоставляет посетителям возможность ознакомиться с последними музыкальными новостями, комментариями к событиям, рассказывает о новинках в сфере музыкальных технологий, возможности общения на сайте.

Вообще, по своему опыту скажу, что сервис mp3.com настолько разветвлен и сложен, что требует серьезного предварительного обучения, как для потребителей, так и для авторов и исполнителей. Даже при наличии знаний английского, необходимо внимательно знакомиться со всеми юридическими терминами и обдумывать их предложения, прежде чем ставить галочку под тем или иным соглашением.

Думаю, разговор об MP3.com - это отдельная тема, которая могла бы рассматриваться на страницах "Сomputer Price" в будущем.

Vitaminic
http://www.vitaminic.com/

Лидирующая европейская платформа для распространения, продвижения и продажи музыки через Интернет. Изначально итальянский, этот музыкальный портал имеет головной сайт и всю структуру менеджмента в Америке, а также девять европейских филиалов в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Швеции, Нидерландах, Дании и Ирландии (соответственно, http://www.vitaminic.de/, http://www.vitaminic.co.uk/, http://www.vitaminic.fr/, http://www.vitaminic.it/, http://www.vitaminic.es/, http://www.vitaminic.se/, http://www.vitaminic.nl/, http://www.vitaminic.dk/, http://www.vitaminic.ie/)

Это быстрорастущий бизнес при условии абсолютной независимости от крупнейших гигантов мировой индустрии. Впрочем, об этом стоит поговорить отдельно.

Как композитор, имеющий опыт общения с компанией Vitaminic на разных уровнях (http://stage.vitaminic.com/main/dmitry_r/all_tracks - моя страница на этом портале), я мог бы дать массу разъяснений и советов авторам, намечающим вступить в мировое музыкальное сообщество.

Полагаю, о Vitaminic следует рассказать более подробно. Надеюсь, это удастся мне при наших следующих встречах.

Дорогой читатель, пускай не пугают тебя мои постоянные обещания предоставить в перспективе ту или иную информацию. Как ты знаешь, увертюра предваряет крупные музыкальные произведения и, как правило, содержит их основные темы. Этой увертюрой я открываю цикл статей о музыкальной мировой индуcтрии, о роли в ней компьютерных технологий, при этом сопровождая информацию общего характера практическими советами как для начинающих авторов, так и для тех, кто уже давно пишет музыку.


Перейти к части 2 ПэпэкА-таки. О портале Vitaminic (общая характеристика): структура по стилям, общие возможности управления страницей, стоит ли обольщаться предлагаемым сервисом.



Hosted by uCoz