Куда бы податься бедному автору (часть 12)

Дмитрий Чистяков

"Но, чтобы стоять, я должен держаться корней..."
<Б. Гребенщиков>


Небольшой обзор событий, проходящих в Санкт-Петербурге в рамках музыкальных рождественских Встреч в Санкт-Петербурге (к 300-летию Санкт-Петербурга)

Проходящий с 8 по 24 января Двенадцатый Международный фестиваль "Рождественские встречи в Северной Пальмире", посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, открылся выступлением в Большом зале Филармонии имени Д.Д. Шостаковича Певческой капеллы Санкт-Петербурга под руководством главного дирижера Капеллы Владислава Чернушенко. В программе выступления звучала русская духовная музыка композиторов Кастальского, Бортнянского, Рахманинова, Свиридова, Архангельского, Чеснокова, а также русские народные песни. Свою историю Певческая капелла ведет еще со времен князя Ивана III, когда, по его указу, в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков, который стал первым профессиональным хором России, ознаменовав зарождение русского хорового искусства. В 1701 году хор был переименован в Придворный хор, а в 1703 году хор был переведен в новую столицу Российской Империи, где принимал участие в торжествах по случаю закладки Петром I Санкт-Петербурга. В конце XX-го века основной подъем исполнительского уровня происходил в последние два десятилетия. Владислав Чернушенко руководит Капеллой с 1974 года, и именно ему принадлежит заслуга в возвращении ценнейших произведений русской хоровой культуры в ее музыкальный репертуар. Концерт 8 января показал безупречное качество мирового уровня, признанное еще в XVIII веке, стройность и неземную гармонию звучания Капеллы. Первое отделение было представлено духовной музыкой, наполненной светлой рождественской гармонией. Во втором отделении, в основном, звучала русская народная музыка, исполняемая в нескольких составах - мужская группа, затем смешанная. Хотелось бы отметить широкий спектр солистов Капеллы, от неподражаемого баса: "Налей, налей еще стакан... весь мир обнять хочу я, и зло уже так далеко, и пью, и пью, и пью я" - великолепное выступление, вызвавшее бурю аплодисментов, до высочайших теноров и сопрано: "Баю-бай, пусть тебе приснится...", "Лучина". Особенно хорошо публика принимала русские песни, наполненные народным юмором - "Веники", "Барыня", "Бумажки двадцатирублевые...", а также народную лирику - "То не ветер ветку клонит", "Что мне жить и тужить одинокой..."

Немного о самом фестивале. Фестиваль проводился в двенадцати залах Санкт-Петербурга: Большом и Малом залах Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Петербургском культурном центре (дворце Белосельских-Белозерских), Доме композиторов, Доме концертных деятелей России, Доме Кочневой, Дворце З. Юсуповой на Литейном (Центральный лекторий общества "Знание"), Охтинском центре гуманитарно-эстетического воспитания, детских школах исскуств - ©4 Фрунзенского района и ©6 им. С. В. Рахманинова, Музыкально-педагогическом колледже ©3 и Соборе Петра и Павла в Выборге. Представлен фестиваль был большим количеством и разнообразием коллективов - хоров старинной, церковной и современной музыки, академических симфонических оркестров, камерных оркестров, ансамблей старинной музыки. Среди них и Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова, и Санкт-Петербургский Государственный академический симфонический оркестр под управлением Равиля Мартынова, Академический симфонический оркестр Воронежской областной филармонии, Государственный камерный хор Республики Калмыкия, Оренбургский муниципальный камерный хор, Краснодарский государственный камерный хор, Хор Свято-Николаевской Любятовской церкви (Псков), Чувашский государственный камерный оркестр и многие другие, перечислить все коллективы как больших, так и малых составов просто не представляется возможности.

Конечно, мне не удалось побывать на всех концертах этого многообразного фестиваля, сделаю лишь небольшие штрихи к общей картине "Рождественских встреч". К тому же, к сожалению, на момент написания статьи не произошло главного события - Закрытия фестиваля - выступлением Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии с солистом из Норвегии - Хеннингом Краггерюдом (скрипка), о котором, допускаю, было бы интересно рассказать поподробнее. Возможно, это удастся сделать в следующем выпуске.

Русская музыка в ее малоизвестных, но великих образах

.... Евстигней Ипатович Фомин (1741-1800 гг.) окончил знаменитую Филармоническую Академию в Болонье у самого падре Мартини, где получил диплом "Иностранного маэстро композитора". Мелодрама "Орфей" (1792 г.) принесла наибольшее признание композитору. В октябре 1792 г. Фомин направил партитуру могущественному меценату графу Н.П. Шереметеву (куда подался автор-то!...), который остался доволен музыкой и распорядился подготовить на роль Орфея крепостного актера Василия Жукова. С 1795 г. мелодрама "Орфей" исполнялась в Москве на сцене Петровского театра и сохранялась в репертуаре на протяжении двух десятилетий. Оркестром "Musica viva" была исполнена современная версия партитуры "Орфея" в редакции видного советского музыковеда Б. В. Доброхотова.

...Фомин Евстигней Ипатович [5(16).8.1761, Петербург, конец апреля (старый стиль) 1800, там же, русский композитор. Учился в Воспитательном училище при Академии художеств (с 1776 в музыкальных классах по композиции у Г. Раупаха, Ф. Сартори). С 1782 совершенствовался под руководством Дж. Б. Мартини и С. Маттеи в Болонской филармонической академии, в 1785 избран ее членом. В 1786 вернулся в Петербург. Ф. - крупнейший композитор конца XVIII в., один из создателей рус. оперы. Национальной характерностью отличается его опера "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай") на текст Н. А. Львова (1787), высокой трагедийностью - мелодрама "Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792, пост. 1800). Среди др. сочинений - комические оперы "Американцы" (1788, пост. 1800), "Золотое яблоко" (пост. 1803), "Новгородский богатырь Босславич" (1786), хоры к трагедии "Ярополк и Олег" В. А. Озерова (1798).

(Большая Советская энциклопедия)

Штрих N1. 15 января 2003 года. ...

Сколь многое проходит мимо. Как много и нелепо значит брэнд. И как принижает значимость и качество явления его отсутствие в наше время (да и не только в наше). ПолуЗАПОЛНЕННЫЙ, (оцениваем в зависимости от соотношения оптимистической и пессимистической составляющих нашего восприятия действительности) Малый зал филармонии. Евстигней Фомин, Увертюра и пляска фурий из оперы "Орфей". Музыка высочайшего европейского качества XVIII века почти моцартовского звучания в исполнении Чувашского государственного камерного оркестра старинной и современной музыки под управлением Сергея Вантеева. Картины из балета Игоря Стравинского "Апполон Мусагет". Гармонии неподражаемы. Великолепный звук. ПолуПУСТОЙ зал.

Штрих N2. 17 января 2003 года...

...Блестящее драматически-виртуозное исполнение пианистом Михаилом Петуховым Концерта ©3 Бетховена для фортепиано с оркестром в сопровождении Академического Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Симонова. Зал полон и рукоплещущ...

Штрих N3. 20 января 2000 года...

Петербургская (ленинградская) школа дирижирования... Академический симфонический оркестр Воронежской областной филармонии под управлением Владимира Вербицкого, окончившего три факультета Ленинградской консерватории - фортепианный, дирижерско-хоровой и факультет оперно-симфонического дирижирования. В программе - Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов...Публика не отпускает оркестр...

Неужели нить высокого мелодико-гармонического уровня - Чайковский-Свиридов прервана навсегда? Глубочайший мелодизм Канцонетты Концерта ре мажор для скрипки с оркестром Чайковского в виртуозно-тонком исполнении солиста Александра Тростнянского, непрерывно длящееся, по выражению Асафьева, присутствие мелодии.

... "светлая лирика первой части сменяется элегическим раздумьем Andante, которое композитор назвал "Канцонеттой". Слушая эту музыку, трудно свыкнуться с мыслью, что она могла не состояться, если бы Чайковский не создал новую вторую часть - единственный раз в своих инструментальных концертах (предшествующий вариант превратился в пьесу для скрипки и фортепиано, названную "Размышлением") 22 марта 1878 года композитор писал: "Анданте по исполнении его скрипкой не удовлетворило меня, и я подвергну его радикальному исправлению или напишу новое". А 24 марта уже сообщал: "Cегодня я напишу другое анданте, более подходящее к смежным двум частям концерта".

Название второй части как будто доказывает ее происхождение (во всяком случае, жанровое) от итальянской песенности. Однако в этой музыке нет никакой стилизации. Прав был Асафьев, писавший о "русско-элегическом отражении" Италии в "Канцонетте". Музыкальному рецензенту газеты "Wiener Abendpost", присутствовавшему на премьере концерта, эта музыка напомнила о "женских фигурах" Тургенева. При всей субъективности такой интерпретации, в Andante - и женская хрупкость образов, и глубоко русский характер музыки, наиболее ярко проявляющийся в романсовом среднем эпизоде..." Владимир Блок. Конец цитаты.

В заключение этого краткого и далеко не полного обзора музыкальных событий фестиваля "Рождественские встречи в Северной Пальмире" хотелось бы сделать небольшое обращение к авторам. При всем богатстве и разнообразии музыкальных форм, разного рода экспансий и нашествий, ПОЖАЛУЙСТА, обратите в своем творчестве внимание на тот мелодико-гармонический опыт, который был накоплен в прошлом. Не зацикливайтесь на скупом гармоническом трехаккордном изложении. И, пожалуйста, не забывайте, что мы сильны именно мелодическим качеством.


Часть 14 300-летие: фестиваль "Времена Года". Вернемся к Витаминику: регистрация, соглашение с автором.

Hosted by uCoz