Куда бы податься бедному автору (3 часть)

Дмитрий Чистяков <composers@mailru.com>

"И я бы мог" - записано в дневнике Пушкина после подавления восстания декабристов...


И я бы мог... Ах, Александр Сергеевич, как ваши фразы крылаты. Сколь достойно они применимы ко многим случаям нашей жизни, как универсальны, как правдивы, хоть и слишком часто применяются в отрыве от контекста.

Мог бы и я! - нагло инвертировав как по значению, так и по порядку слов знаменитую фразу "нашего всего", я, словно в озера синие малорыбные, но крупнорыбистые, гляжу на раздел "Classical" международного музыкального портала http://www.vitaminic.com/, и черно-белая зависть нехотя, но верно подбирается и овладевает мною. Чувствую, что какая-то неправильная ассоциация получилась, но крутятся и крутятся в голове эти слова. 9 лет было с превеликим удовольствием отдано учебе в Охтинском Центре Гуманитарно-эстетического воспитания. 9 лет, класс классических ударных инструментов, прекрасные педагоги, Георгий Васильевич Шилов, Владимир Алексеевич Ловецкий, Наталья Вадимовна Архангельская, возлагались большие надежды...К сожалению, судьба распорядилась иначе, и я вернулся к музыке только 12 лет спустя уже в качестве автора, но до сих пор тяготею к классическому искусству и в своих композициях пытаюсь использовать некоторые элементы симфонизма...

A propos, лишь один человек из нашего довольно удачного выпуска класса классических ударных инструментов стал профессиональным инструменталистом-ударником. Возможно, кто-то видел его виртуозную игру на концертах в Малом зале филармонии. Вибрафонист Алексей Чижик дает раз в год сольный концерт в России из цикла "Классика встречает джаз", но в последние годы, в основном, выступает за границей. Возможно, кто-то из вас видел и слышал его игру на вибрафоне у памятника Крылову в Летнем саду в течение нескольких последних лет.

Однако довольно ностальгии-канальи.

Речь пойдет, в основном, не об авторах, а, конечно же, об исполнителях классической музыки, представленных в разделе Classical Витаминика. Параллельно я буду давать ссылки на персональные сайты российских музыкантов, ибо, как думается мне, эти люди достойны особого внимания. Вполне возможно, что среди моих читателей окажется кто-то из музыкантов, играющих классику, или авторов, пишущих серьезную музыку, в этом случае было бы по-лезно посмотреть, кто из российских исполнителей публикуется в Интернете. Возможно также, что кто-то, вспомнив свое начальное классическое образование, а ныне, предположим, любительски сочиняющий или записывающийся в домашней студии, решит попробовать свои силы и опубликуется в Сети. В конце концов, как говорит мой приятель Людвиг (не Ван Бетховен), что мы теряем? Ничего. А что приобретаем? Сплошные вечнозеленые перспективы.

Итак, раздел

CLASSICAL

http://www.vitaminic.com/main/classical

подразделы

Baroque 1 (50)

Chamber Music 4 (120)

Choral 1 (25)

Classical Generic 8 (249)

Contemporary 1 (285)

Instrumental

Lieder (6)

Lyrical (50)

Middle Age (12)

Opera (21)

Orchestral 1(74)

Renaissance (19)

Sacred (44)

Напомню, что в скобках указано общее число исполнителей и авторов, представленных в подразделе, выделены жирным шрифтом те стили, где представлены росийские музыканты и композиторы, вне скобок - их количество.

Baroque

Евгения Кривицкая - http://stage.vitaminic.com/organ_music_eugenia_krivitskaia

Одна из ведущих органисток Москвы, на Витаминике 5 композиций, среди них неизбежно присутствуют Токката и Фуга ре минор Баха и Адажио Альбинони. В прошлом номере я упоминал о мелодиях, вызывающих схожие эмоции и погружающих в особое душевное состояние людей разных поколений на протяжении веков. Мелодическая загадка Адажио Альбинони и по сей день вызывает массу вопросов.

А между тем...

(далее отрывок из статьи "Кто раскрутил Альбинони (независимое расследование)", автор - Андрей Рубцов)

...Адажио Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым сочинением, предвосхитившим возрождение славы композитора.

Однако лишь единицы знают истинное происхождение этого произведения. Вскоре после второй мировой известный музыковед Ремо Джацотто (Remo Giazotto) заканчивал биографию Томаза Альбинони (в те годы - известного лишь в узких кругах). Как и по-лагается в любой серьезной биографической работе, Ремо пытался найти как можно более достоверные и полные исторические материалы, связанные с творчеством композитора. В своих поисках в Дрезденской государственной библиотеке он наткнулся на некий отрывок. Это был небольшой кусок произведения, вероятнее всего - медленная часть из трио-сонаты. Сохранились лишь шесть начальных тактов мелодии и линия баса.

Невозможно даже сказать, что Джацотто "реконструировал" или "восстановил" это произведение, здесь подходит только одно слово - "сочинил". Да, он практически сочинил известнейшее Адажио заново. Ему показалось, что эта музыка - типично церковного склада, поэтому он, недолго думая, добавил в произведение орган. Ну разве не выглядит иронией судьбы то, что именно это произведение пятидесятых годов прошлого века привело к возрождению славы Альбинони?...Подробнее см. http://cl.mmv.ru/obzory/albinoni.htm

Все-таки мне удается, пускай даже в опыте авторов музыки дней давно минувших находить доказательства необходимости публикаций даже отрывков, даже мелодической идеи плюс гармония. Безусловно, я не призываю положить в "кубышку" Витаминика мелодический фрагмент (или несколько) длиной в отведенные минимальные 45 секунд каждый и преспокойно дожидаться своей скорой кончины, робко надеясь, что уж в следующей-то реинкарнации удастся продолжить и разработать все это до конца, после чего с легким сердцем триумфально прошествовать в Историю. (Опять цитата, не могу не удержаться: "Мы хотели войти в историю... Мы туда не пошли" <Б.Б. Гребенщиков>).

Однако бывает так, что мелодия есть, есть гармоническое наполнение, но аранжировка оставляет желать лучшего или просто еще не продумана, то есть нет конечного варианта произведения, но уж больно хороша основная музыкальная идея. Либо автор в принципе не занимается аранжировками (и так бывает), а хотел бы закрепить за собой право на тот или иной мелодический фрагмент или хотел бы предложить для доработки произведения либо профессиональным аранжировщикам, либо record studios. Ничего страшного или удивительного в этом нет, многие композиторы пользовались услугами профессионалов, в чьей транскрипции мы до сих пор слушаем великие произведения. Достаточно вспомнить, что популярнейшая "Рапсодия в стиле блюз" Джорджа Гершвина - вершина творчества американского композитора, положившая начало симфо-джазу, была оркестрована другим человеком. В принципе, авторское право на ту или иную мелодию по всем канонам как международного, так и российского авторского права наступает автоматически в момент даже не написания (изложения на бумаге или с помощью современных программ-нотаторов) оного, а просто в момент, когда эта идея пришла автору в голову. Но почему бы не подстраховаться. Для этого есть несколько способов. Можно отнести ноты к нотариусу и заверить их юридически, или положить кассету или компакт-диск к нему в сейф. Можно обратится в РАО - Российское Авторское Общество. http://www.rao.ru/ Но есть еще способ: отправить файлы на Витаминик. При отправке каждого произведения автору предлагается заполнить поля. Среди них есть как обязательные для заполнения, такие как название, фамилия и имя автора, так и необязательные, например, track's description - описание отсылаемой записи. В число обязательных входит distribution mode - собственно говоря, целевое назначение файловой отсылки. Так вот, помимо for sale (c обязательным указанием цены, напомню, не меньше $0.99) или for promo (то есть for free- бесплатно), есть возможность поставить данную композицию fans only (download upon registration) - только для фанатов, зарегистрировавшихся как ваши неистовые поклонники - эта функция на самом деле удобна также для возможности демонстрации записи ограниченному кругу людей, например, потенциальным соавторам ( в случае, когда мелодия есть, а вы бы хотели, чтобы кто-то написал слова), потенциальным исполнителям или студиям, которые, как вы предпо-лагаете, могли бы, заключив с вами вожделенный контракт, довести авторскую идею до ума.

А вот функция unavailable to the public, то есть не для публикации, как раз и служит для закрепления за вами авторства до того, как музыка, отправленная вами на портал, стала известна широким массам слушателей. Это может быть полезным в случае, если вы, общаясь, например, с коллегами-музыкантами или авторами в порыве авторского нетерпения похвастались какой-либо удачной музыкальной темой, а после этого услышали ее, например, в концертной программе или по радио в исполнении кого-то другого. Я, конечно, не призываю к тотальному недоверию, но чего только не бывает в нашей жизни...

Думаю, к вопросам авторского права как российского, так и международного я буду еще неоднократно возвращаться в своем цикле, теперь же продолжим обзор классики на http://www.vitaminic.com/

Сhamber music

Евгений Кисин - http://stage.vitaminic.com/evgeni_kissin

Мировая звезда музыкально-исполнительского искусства, блестящий пианист, номинант и обладатель премий Грэми, Триумф, Золотой диапазон, известный во всем мире, прежде всего, как исполнитель Шопена, представлен на "Витаминике" семнадцатью раритетными концертными записями. Среди них фортепианные сонаты Скрябина, арабеска Шумана, и, безусловно, ноктюрны, вальсы и мазурки Шопена.

Максим Венгеров - http://stage.vitaminic.com/main/maxim_vengerov

Знаменитый скрипач и посол доброй воли ЮНИСЕФ, названный "исполнителем года" в Великобритании и удостоенный этой награды на церемонии вручения престижных премий "Граммофон" - на Витаминике 5 записей, среди которых Чайковский, Дебюсси.

Sheremetyev Ensemble - http://stage.vitaminic.com/sheremetyev_ensemble - одна запись - трио для скрипки, альта и фортепиано Митчелла.

Струнный квартет имени Шостаковича - http://strage.vitaminic.com/the_shostakovich_quartet - струнный квартет номер один в мире, на Витаминике представлены 14 записей (6-й, 8-й и 9-й квартеты Дмитрия Шостаковича). Кстати, дополнительную информацию о квартете можете посмотреть по адресу

http://www.clcp.ru/SHOSTAK/

Сhoral

Молодежный Хор "Мелодика" - http://stage.vitaminic.com/main/melodika_choir_young_talents

Один из немногих профессиональных хоров Европы. В составе хора 35 человек от 12 до 19 лет. На Витаминике альбом Clear and Lucid, всего 13 композиций, среди них Чайковский, Даргомыжский, Мендельсон, Римский-Корсаков, Штраус. Адрес персонального сайта - http://melodika.by.ru/indexru.htm

Classical Generic

Антон Дресслер - http://stage.vitaminic.com/main/anton_dressler/ - кларнетист с европейским именем, закончивший Московскую консерваторию и консерваторию в Болонье, обладатель многих европейских (в основном, итальянских) наград, призов и премий), выступающий с ведущими оркестрами мира, среди которых оркестры под управлением Спивакова, Башмета, Петрушанского. На Витаминике - три пьесы Игоря Стравинского для кларнета соло. Персональный сайт - http://digilander.libero.it/dressler/

Franz Hauk - http://stage.vitaminic.com/main/franz_hauk/ - Saint Saлns-Guilmant-Dubois - Triumphal Music for Organ & Orches, всего 68 органных произведений.

Инна Порошина - http://stage.vitaminic.com/main/inna_poroshina/ - 4 фортепианных альбома Антонина Дворжака, A Piano Anthology Анатолия Лядова. Всего 133 записи.

Лира - http://stage.vitaminic.com/main/lyra2 - хоровой секстет из Санкт-Петербурга (10 записей).

Роксана Яблонская - http://stage.vitaminic.com/roxana_yablonskaya - фортепианные сонаты Бетховена.

Saint Petersbourg Chamber Player - http://stage.vitaminic.com/main/saint_petersbourg_chamber_player - Бородин - Дворжак, трио соль мажор, фортепианный квинтет, фортепианный квартет.

Shoshana Rudiakov - http://stage.vitaminic.com/main/shoshana_rudiakov2 - произведения Шопена, Скрябина, Рахманинова, Брамса, 2 альбома - Piano works by Shopin, Skryabin, Rachmaninov и Skriabin- Brahms - Piano Recital, всего 37 произведений.

Владимир Виардо - http://stage.vitaminic.com/vladimir_viardo - выдающийся пианист из Нижнего Новгорода - фортепианные транскрипции Баха, Листа, Шуберта, два альбома, всего 19 композиций.

CONTEMPORARY

Paiberdin - http://stage.vitaminic.com/paiberdin - композитор из Екатеринбурга, пишущий серьезную современную музыку. Choral - единственное произведений, представленное на его странице на Витаминике. Более подробную информацию о нем и его творчестве вы можете посмотреть на его сайте http://paiberdin.narod.ru/

Кстати говоря, единственный российский автор серьезной музыки, представленный на портале. Безусловно, их могло бы быть значительно больше, если бы было достаточно информации о возможностях публикаций на музыкальных международных порталах.

ORCHESTRAL

Оркестровые произведения Анатолия Лядова в исполнении оркестра под управлением Вероники Дударовой - http://stage.vitaminic.com/main/anatoli_liadov_orchestral_works - восемь русских народных песен и другие произведения (всего 16).

Итак, как видим, на европейском музыкальном портале наши классические музыканты, а тем более авторы, представлены слабо. Причин тому несколько. Во-первых, многие музыканты, исполняющие живую музыку, как огня боятся всего, что связано с компьютерами, Интернетом и техникой в принципе. Есть такая проблема, не будем отрицать. Вообще, считается, что многие гуманитарии просто по каким-то чуть ли не физиолого-психологическим особенностям не способны приобрести нужные тактильно-технические навыки, как бы ни старались производители программного обеспечения и как бы эргономична не была продукция компаний, производящих hardware. Во-вторых, для очень известных музыкантов, как они о себе думают, нет необходимости публиковаться рядом с малоизвестными, а то и начинающими коллегами, тем более рядом с рокерами или панками, для их нужд есть специализированные порталы, представляющие классических музыкальных деятелей, в конце концов, у многих из них есть соб-ственные сайты, знакомые web-дизайнеры, компьютерщики и пр. В-третьих, и я лично с этим сталкивался, доходит до абсурда, но это факт, - многие из них считают, что цифровая запись, а тем более в сжатом формате, настолько искажает качественные характеристики звука, что эти публикации могут выглядеть даже как антиреклама.

Нет, я все-таки выскажу свое мнение. Возможно, "звезды" в чем-то правы. Допускаю, что нет необходимости публиковаться везде, где только можно, если сборы с концертов и продаж дисков вне Интернета приносят солидный доход. Возможно, использование этого портала в рекламных целях было бы излишеством. Однако, как видим, как раз известных музыкантов большинство. Практически нет авторов и практически не представлены малоизвестные или начинающие. Что это, природная стеснительность? Пренебрежение к рекламе и промоушн? Мол, слава и так придет. Да, конечно, бывают случаи, когда "сарафанное радио" дает плоды быстро и эффективно, но так бывает далеко не всегда.

В конце этой части хотелось бы дать несколько полезных ссылок на порталы и сайты классических музыкантов и авторов, думаю, это было бы полезно как потребителям (слушателям), так и музыкантам (авторам).

http://classicalmusic.spb.ru/

"Классическая музыка Санкт-Петербурга" - информация о концертных залах, музыкальных театрах, проведении фестивалей и конкурсов, композиторах, лучших оркестрах и музыкальных коллективах с указанием контактной информации, информация для связи с известными дирижерами. Язык - английский.

http://www.terem-quartet.com/ - всемирно известный "Терем-квартет" - стилистически превосходно оформленный сайт, история коллектива, информация о русских народных инструментах, дискография, новости, небольшая нотная библиотека, возможен заказ продукции - от кассет до маек (вот он - западный маркетинг для русского народ-ного коллектива - сочетание причудливое, но эффективно действующее), внутренний рейтинг произведений и многое другое. Зай-дите - не пожалеете, вот вам пример self-promotion на своем же сайте.

Другие классические ресурсы Рунета

http://www.mmv.ru/p/link/

"Академическая музыка" - каталог ресурсов, наиболее полный каталог ссылок на информационные ресурсы о конкурсах, фестивалях, коллективах, театрах, концертных залах, нотные архивы, информация о стилях, жанрах, музыкальных эпохах, инструментах, персоналиях - просто море ссылок.

http://www.departments.bucknell.edu/russian/music.html - Русская классическая музыка - коллекция ссылок на сайты русских композиторов, театров и пр.

http://classic.net.ua/ - энциклопедия классической музыки, биографии великих композиторов, информация о музыкальных инструментах, словарь музыкальных терминов, календарь музыкальных событий.

Зарубежные источники

Каталог ссылок на ClassicalNet

http://www.classical.net/music/links/musiclnk.html

Ссылки по 19 категориям: коммерческие ссылки (издательства, фирмы звукозаписи, заказ по почте и др.), композиторы, исполнители, ансамбли и оркестры, фестивали, концерты и конкурсы, любители искусства, энтузиасты, старинная музыка, опера, хор, вокал, инструменты и инструментальные мастера, базы данных по музыке, общества и организации, радиостанции, MIDI- и нотные архивы, другое.

Каталог ссылок на OrchestraNet

http://www.orchestranet.co.uk/links.html

около 150 музыкальных ссылок по 19 категориям.

The Golden Pages: Links for musicians on the WWW

http://www.sun.rhbnc.ac.uk/Music/Links - музыкальные ссылки по 17 категориям

Classical Search

http://www.classicalsearch.com/

Крупный каталог с встроенным сложным поиском. Есть возможность внести сайт. Англ.яз.

До встречи.


Перейти к части 4. Кто играет живьем - нет дороги в сеть? Общая характеристика разделов Latin American, Jazz/Blues/Roots, музыкальные параллели (кое-что из архива о почитателях джаза. Как градация джаз-меломанов могла бы быть спроецирована на сегодняшний день). Где посмотреть об авторском праве. Раздел Витаминика Dance/Electronic (начало)

Hosted by uCoz