Куда бы податься бедному автору (части 9-10)

Дмитрий Чистяков <composers@mail333.com>


Ремарка: c этой части цикла начинаются вкрапления обзоров музыкальных событий, проходивших в Питере в период подготовки к празднованию 300-летия города. Я тогда был аккредитован от Компьютер Прайс в Международном Пресс-Центре, организованном для освещения прессой событий, приуроченных к юбилею, и освещал некоторые интересные музыкальные мероприятия, публикуя информацию о них в этом цикле, считая, что мой журналистский опыт не должен ограничиваться только компьютерно-интернетовской темой, а стоило бы писать и о самой музыке.


Недавно состоявшиеся гастроли мэтра французской музыки маэстро Мишеля Леграна показали непреходящий интерес российской публики к творчеству этого композитора, одного из лучших мелодистов мира, автора музыки более чем к 200 фильмам, к нескольким мюзиклам, в том числе "Les Miserables". Одну из партий в нем - партию Козетты - исполнила Мари Замора, приехавшая в эти дни в Петербург вместе с ним. Имея обширнейшую дискографию, маэстро не прекращает гастролей, несмотря на свой возраст (он родился в 1932 году), и считает, что именно желание каждый день обновляться, воспитывать свою личность разносторонне, быть новым, свежим, бодрым, стремиться постоянно быть дебютантом дает ему мощный стимул к обновлению в творческой деятельности.

Мишель Легран представил программу "All the best of Legrand", состоящую из двух частей - оркестрово-вокального попурри на темы из кинофильмов и джазовой части. Хотелось бы отметить виртуозную технику Леграна как крупнейшего джазового пианиста, его безукоризненный вкус в оркестровке - в частности, использование внетональных гармонических ходов уже во вступительной части попурри, и ... уникальный абсолютный слух: на генеральной репетиции он показал это, одновременно беря ноты на фортепиано и голосом, при этом демонстрируя диссонансы в четверть, а то и в одну восьмую тона. Не будучи уверенным в том, что в России нота "ми" чем-либо отличается от ноты той же высоты во Франции, а также ни в коем случае не смея упрекнуть в чем-то настройщиков фортепиано в зале Театра оперы и балета консерватории имени Римского-Корсакова - именно там состоялись концерты, приуроченные к предстоящему празднованию 300-летия Петербурга и проходящие в рамках юбилейного турне маэстро (к 70-летию), тем не менее на секунду я впал в некий психологический шок - кому верить. Однако очарование, доброта и легкое чувство юмора Мишеля Леграна без труда объясняет этот момент. Долгая дирижерская практика и умение руководить коллективами на сцене дает повод говорить и о мудром психологическом подходе к проведению репетиции.

Напоминая о том, что я говорил в одном из прошлых выпусков о мелодиях непреходящих и имеющих долгую судьбу, приведу в пример известную мелодию из кинофильма "Шербурские зонтики", выдержавшую огромное количество интерпретаций и исполнений. За свою долгую музыкальную карьеру музыку Мишеля Леграна исполняли такие звезды, как Фрэнк Синатра, Шарль Азнавур, Оскар Питерсон, Барбара Стрейзанд, Майлз Дэвис, Дайяна Росс, Лайза Минелли, Рей Чарльз, Стиви Уандер. Именно мелодическое качество принесло Леграну всемирную славу. Хотя сам композитор не без иронии замечает, что не стремление писать потенциальные хиты руководит им в творческой деятельности. Однако немногие из авторов могут похвастаться столь долгой жизнью своих мелодий.

Интересно музыкальное решение фильма-мюзикла "Шербурские зонтики". При довольно простом сюжете - романтической истории любви двух молодых сердец, фильм был весьма своеобразно решен по музыкальной форме. Все диалоги, вплоть до самых банальных фраз, буквально пронизаны неземной лирикой и мелодизмом.

Более подробную информацию о концертах Мишеля Леграна вы можете найти на интернет-страницах сайта Международного Пресс-Центра - 300 лет Петербургу - http://www.ipc-spb.ru/ , просто набрав в строке поиска - "Легран".

К сожалению, по некоторым техническим причинам мне не удалось выяснить наличие персонального информационного ресурса маэстро Леграна - возможно, он существует, однако могу привести в качестве одного из ресурсов о Легране - http://legrand.km.ru/

Продолжив тему долгоживущих мелодий, плавно перейду от ярчайшего представителя французского музыкального Олимпа к довольно интересной истории песни "Crying In The Rain". Многие помнят её успех в исполнении всемирно известной норвежской группы "A-HA" на альбоме 1990 года, а также клип на эту песню, ставший бестселлером. Так вот, немногие знают, что на самом деле эта песня была написана и исполнена популярнейшим в 50-60-е годы дуэтом "Everly Brothers" и перепета в свое время уже в исполнении Art Garfunkel. Но лишь в исполнении "A-HA" она стала столь широко известной. Пользуясь в стародавние времена услугами программы Napster (о печальной истории которой шла речь в прошлом номере и будет продолжена ниже), я обнаружил интересную возможность прослеживать исторические параллели путем простого набора в строке поиска названия той или иной песни. Выставив необходимое количество результатов - их число по умолчанию было равным 100, можно было без труда найти кавер-версии, а в некоторых случаях и оригиналы известных музыкальных произведений. Не удержавшись от соблазна, я создал страницу на своем сайте http://www.narod.ru/ " Stories Of Songs You Like ", где вы можете прослушать микс на песню Crying In The Rain - прямая ссылка - http://soundcity.narod.ru/stories.htm

Как я и обещал, тему "Напстера" и напстероподобных программ и ресурсов я продолжу ниже.

Итак,

Немного об исторической практике защиты авторских прав за рубежом.

Почему так важно регистрировать свои авторские права, пользуясь сервисами международных порталов, зарекомендовавших себя уважительным отношением к авторам,

ИЛИ
ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ "НАПСТЕРА"

(по материалам архивов российской и зарубежной прессы)

Сhart Republix

И другие

Конкуренты или последователи?

Программа Gnutella позволяет, в отличие от Napster, обмениваться не только музыкальными, но вообще любыми файлами, в том числе видео, текстовыми и фотографическими. А это настоящий кошмар для любого хозяина авторских прав. Что парадоксально, ее создал Джастин Френкел, известный программист Nullsoft - фирмы, которой владеет America Online. А эта компания в свою очередь обладает самой большой в мире коллекцией музыкальных лейблов. Когда Gnutella появилась в Сети, службы безопасности ее быстро вычислили, но тем не менее она продолжала циркулировать, и в настоящее время ею пользуются сотни программистов. Так что после уничтожения Napster компьютерные аудиопираты куда с большими вредными для звукозаписывающих студий последствиями могут использовать "Gnutella".

Еще более радикален Freenet, созданный 23-летним ученым в области компьютерных технологий ирландцем Йеном Кларком. Эта программа не только полностью децентрализована, но и имеет средства защиты, позволяющие защищать частную собственность и определять пользователей. Загруженные с его помощью файлы кодируются и доступны только пользователям программы (а ведь на файлах может быть не только такая, в общем-то безобидная вещь, как музыка, но и порнография). К тому же отследить пересылку файлов невозможно. Хотя создатель программы заботился прежде всего об обеспечении всеобщей доступности интеллектуальной собственности, он сделал потенциально весьма опасную вещь.

Надежда, что баталии вокруг Napster улягутся, существовала. Даже наиболее рьяные противники этой программы признавали, что она пользуется несомненной популярностью. Некоторые эксперты считали, что звукозаписывающие компании не пойдут по деструктивному пути и найдут экономические и правовые основания для того, чтобы сотрудничать с представителями интернет-бизнеса. Ведь борьба против Napster - это и борьба с Интернетом, поскольку она затрагивает его право на передачу и распространение информации. А от схватки двух наиболее крупных современных индустрий - звукозаписывающей и компьютерной - вряд ли выиграет любая из них. Вопрос же авторских прав и без учета интернет-вмешательства достаточно сложен в правовом отношении и ждет своего урегулирования.

Сотрудничество между индустриями уже началось. Например, существует компания (и сайт) Scour.com, который помогает исполнителям использовать современные компьютерные технологии к обоюдной выгоде.

Один из ведущих специалистов сайта Real.com. считает, что звукозаписывающие компании осознают важность использования Интернета и перестанут быть столь агрессивно настроены против любых новых технических решений. "Они боятся пиратства, - говорит он. - Но при этом надо помнить, что нелегальная деятельность заканчивается, как только исчезают запреты. Если они попытаются ввести эдакий "сухой закон", ответом на него станет аудиобутлегерство".

И, наконец, есть у этой проблемы еще одно измерение - социальное. Молодежь, использующую эту программу, смело можно назвать поколением Napster. И его представители хотя и сочувствуют музыкантам, считающим себя обделенными в своих правах, все же призывают понять, что процесс развития технологии необратим.

Хотя, честно говоря, жаль будет, если живую музыку когда-либо заменят наушники и файл цифрового формата, несущий тебе не эмоции и чувства автора или исполнителя, а бесстрастно скармливающий музыкальную информацию.

Середина-конец 2000 года

Невзирая на юридические аспекты, программа Фэннинга - среди самых выдающихся интернет-программ в истории, наряду с e-mail и instant messaging. По количеству пользователей, сайт "Напстера" рос быстрее чем любой другой в истории, миновав отметку в 25 миллионов менее чем за год существования. И, как и предвидел Фэннинг, его программа делает абсолютно все, что полагается интернет-программе: она создает сообщество, ломает барьеры, она распространяется широко и спонтанно, ну и, возможно, она преступает закон.

2. От спроса - к разработке.

Всё для пользователя!

Для пользователей "Напстер" стал еще одним домашним прибором, как, скажем, тостер или стиральная машина. Его можно назвать "музыкальным прибором" - входи в сеть, грузи и слушай песни. Гениальность программы - еще и в ее простоте. На написание ее ушло всего три месяца, и, по словам Фэннинга, у него не было времени сделать программу более сложной. Программированию для Windows он научился вдобавок к Unix-овому, изученному раньше. Это редкость - когда один программист одинаково хорош в клиентских и серверных приложениях, но у Фэннинга не было выбора. "Я должен был сосредоточиться на функциональности, ничего не усложняя",- говорит он монотонным голосом. "Будь у меня еще несколько месяцев, я бы, наверное, добавил еще много чего и этим бы все испортил. Но, в конце концов, я просто стремился побыстрее все доделать."

Осознание спроса

Давление, которое он испытывал, проистекало от осознания спроса на цифровую музыку в конце 90-х, в массе своей неудовлетворенного. До появления Напстера загрузка музыки была столь трудоемкой, что оставалась привилегией студентов колледжей с доступом к быстрым каналам и техноманов с неодолимой тягой к поиску в сети последних пиратских новинок. Цифровой музыкальный стандарт MP3, сокращение от ISO-MPEG Audio Layer-3, был разработан немецкой инженерной фирмой Fraunhofer IIS в 1987 году для сжатия звуковых файлов с сохранением качества на уровне CD. Технология сделала возможным "рипповать" песни с дисков, конвертируя их в MP3-файлы, обычно с нарушением авторских прав. Но даже в середине 90-х, когда быстрые компьютеры и мощные каналы связи сделали возможным поиск MP3-файлов в сети, риппование дисков оставалось трудоемким процессом.

Затем, как будто все только этого и ждали, появился "Напстер" - выдающаяся идея до того безвестного подростка. И неожиданно кусочки головоломки сложились вместе. У нас появилась возможность запросто стать музыкальными пиратами - это оказалось проще, чем заказать диск онлайн. И когда это произойдет, будем ли мы снова когда-либо в состоянии сесть в машину, доехать до магазина и купить тщательно завернутый в полиэтилен кусочек пластика с блестящим диском внутри? "Я не знаю, как это остановить", - говорит сопредседатель Atlantic Records Group Вал Аззоли о проблемах, созданных Напстером. - Я не столько волнуюсь о музыке, сколько об интеллектуальной собственности вообще. Если можно так утащить музыку, та же участь постигнет и все остальное".

Разработка. Технология.
Личность Феннинга

Фэннинг никогда не собирался ограбить музыкальную индустрию. Идея попросту пришла к нему, сидящему в комнате общежития Northeastern University в Бостоне, балдеющему на пару с братом, попивающему пиво и слышащему постоянное нытье соседа о неработающих MP3-ссылках. Фэннинг, которого в школе прозвали Напстер (за постоянно растрепанные волосы), просто пожимал плечами. Но ему пришло в голову, что можно придумать способ добраться до файлов без посещения какого-либо сайта вообще. Он научился программированию для Unix на досуге в школьные годы, проведенные в Harwich High в Кейп Коде. И он знал достаточно, чтобы понять - такая программа возможна. "Я знал, что у народа была куча музыки на их хард-дисках, - говорит он.- То есть, пользуясь, например, поисковиками типа Lycos или Scour, вы смотрели внутрь этих дисков. Идея была как раз в том, чтобы найти способ заполучить все это добро с этих дисков.

Создав "Напстер", Фэннинг не только оказал огромное влияние на музыкальный бизнес, но также дал толчок новому программистскому движению - и настоящая волна start-ups, посвященных так называемому P2P (peer-to-peer, т.е. дословно "равный-равному") интернет-софту. Среди поистине революционных качеств "Напстера" - предоставляемая им пользователям возможность обмениваться файлами напрямую, избегая узких мест серверов и, как надеялся Фэннинг, правовых проблем. Только индекс и директория "Напстера" находятся непосредственно на сервере, сами же файлы передаются через различные Windows-протоколы от пользователя к пользователю. Это означает, что через "Напстер" ни в какой момент времени не проходят материалы, защищенные копирайт.

Технология использования. С сайта "Напстера" скачивалась специальная программа-клиент и устанавливалась на домашний компьютер. Все программное обеспечение проекта было написано восемнадцатилетним студентом Северовосточного университета Шоном Фэннингом (Shawn Fanning) в январе 1999 года. Программа позволяла общаться через Интернет с другими компьютерами, на которых установлена такая же программка. Чаты и пр. Аналог - ICQ. Кроме того, можно было выделить область на своем компьютере, откуда другие клиенты "Напстера" смогли бы копировать музыкальные файлы mp3 себе на компьютер. Такие же области выделяют и все остальные. Вот, собственно, и все. Такая технология называется "точка-точка". В том смысле, что она децентрализована. Единственной централизованной особенностью, ставшей впоследствии притчей во языцах, стала возможность поиска нужной музыки через "Напстер". То есть самая главная программа опрашивает программы на предмет наличия заданной музыки в отведенных областях на подключенных в настоящий момент к Интернету компьютеров пользователей "Напстера". На самом сайте "Напстера" ничего не хранилось. Найденное можно было скачать себе. Сервисных функций, подобно докачке, нет и в помине, большинство пользователей подключено по модему и имеют обыкновение просто отключаться в самый неподходящий момент. Так что до поры до времени это было детской шалостью. Пока счет пользователей не пошел на сотни тысяч, а в системе не появилась возможность отыскать любую музыку, выпущенную в последние 10-20 лет. Recording Industry of America Assotiation, звукозаписывающие компании, а затем и некоторые музыканты во главе с Меtallica взбунтовались.

Несложно себе представить огромное множество абсолютно легальных возможностей для программ типа P2P, от обмена громоздкими техническими файлами через локальные сети (такой вариант уже рассматривается учеными и Центра по контролю за заболеваниями) до замены корпоративных серверов системами P2P для бизнес-приложений. "В прежние времена в основе лежала централизация и контроль, почти в советском духе",- говорит Мико Мацумура, CEO и один из основателей Kalepa Networks, шестимесячного стартапа, планирующего объединить P2P-сети в некий "альтернативный Интернет". "В такой новой топологии, каждый вкладывает свои собственные ресурсы. Новая сеть будет строиться поверх старой, как Рим когда-то строился слоями."

"Напстер" не могла бы написать команда, да и вообще кто-либо старше 21 года. "Шон был в состоянии сконцентрироваться на решении проблемы - и никто ему не говорил, что сделать это нельзя. Никто толком ведь не понимал, чем он занимается. А сам он не понимал, какие правовые аспекты это затрагивает. Идея была настолько крута, что он не позволил себе ни разу остановиться."

Правовые аспекты. Парадоксы судебных разбирательств

Эти самые правовые аспекты - что и когда именно представлял себе Фэннинг - стали неотъемлемой частью судебного разбирательства, которое должно определить судьбу цифровой музыки и, возможно, всех отраслей человеческой деятельности, так или иначе связанных с интеллектуальной собственностью. Адвокаты звукозаписывающих компаний уже получили доступ к e-mail переписке Фэннинга, неоднократно допрашивали его, его дядю и других сотрудников "Напстера". Они утверждали, что "Напстер" виновен в так называемом "побочном нарушении прав на интеллектуальную собственность", то есть компания обвиняется в том, что она способствовала нарушению закона другими. Это, в свою очередь, означает, что если пользователи не виновны в злоупотреблении, то невиновен и сам "Напстер". Адвокат "Напстера" Дэвид Бойес (тот самый, что засудил Мicrosoft, представляя Министерство юстиции США), ставил вопрос об "определении коммерческого и некоммерческого использования". "Вполне законно, если пользователи переписывают музыку для личных нужд - т.е. не для коммерческого использования. Конгресс даже декларировал в соотвествующем акте в 1992 году, что законной является перезапись и даже передача записей другим лицам, если это не делается в коммерческих целях. Конечно, извлекать таким образом прибыль - незаконно." Как утверждал Бойес, оценивавший шансы "Напстера" выиграть процесс как 50-50, -"закон не проводит грани между обменом в больших и малых масштабах".

Звукозаписывающие компании, конечно, были не согласны, и они добивались судебного решения закрыть Напстер, которое и было принято окружным судьей Мэрилин Пэйтел в июле 2000.

Критерием для принятия судебного решения о приостановке деятельности сайта, среди прочего, является способность истца доказать, что до окончания судебного разбирательства ему будет нанесен непоправимый ущерб. Это непросто. Ведь несмотря на общее впечатление, что "Напстер" лишает компании звукозаписи доходов от продаж дисков, эти самые продажи возросли на 500 миллионов долларов в нынешнем году.

Определенная ирония ситуации заключается в том, что Напстер не являлся бизнесом в полном смысле слова. Ко времени рассмотрения дела в Верховном Суде, через полгода или год, какой-нибудь другой P2P сайт вроде Gnutella или Freenet оккупровал бы заголовки новостей. Напстер же, запомнился как эпохальное событие.

Часть 10

Недавно в Международном Пресс-Центре (http://www.ipc-spb.ru/) прошла пресс-конференция, повященная "Cеверо-Западному Интернет-форуму", который состоится 27 февраля 2002 года в Таврическом Дворце и началу конкурса сайтов Северо-Западного региона и стран СНГ, который будет проходить с 23 декабря по 15 февраля. В ходе прдварительной программы будут проведены круглые столы по направлениям "Электронный бизнес" и "Электронное правительство". Конкурс будет проходить по 9-ти номинациям: "Деловой сайт", "Мобильный сайт", "Интернет Профи", "Культура и история региона", "Государственный и общественно-политический сайт", "Сайт социальной тематики", "Образовательный сайт", "Лучший сайт о Санкт-Петербурге", "ВО! (веб-открытие года).Тремя основными критериями отбора являются: информационное наполнение, оформление сайта и навигация по сайту. В категории "Культура и история региона" определяется лучший сайт, посвященный памятнику культуры, выдающимся личностям региона, культурным или историческим событиям, а также туристическому потенциалу Северо-Западного региона. Поскольку принимаются заявки как от юридических, так и от физических лиц, полагаю, вполне возможно участие авторов и групп, имеющих собственные сайты, а также тех, кто занимается музыковедческими изысканиями или представляет в Интернете сайты о музыке и музыкальных направлениях. Так, например, в 2002 году среди победителей были информационно-развлекательный портал "Активист" http://www.aktivist.ru/ и официальный сайт группы "АукцЫон" - http://www.auktyon.ru/

Более подробную информацию вы можете получить на официальном сайте "Cеверо-Западного Интернет-Форума" http://inforum.spb.ru/. Там же принимаются заявки - http://inforum.spb.ru/zayavka.asp

А теперь продолжим

ПЕЧАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ "НАПСТЕРА"
c ВЫТЕКАЮЩИМИ ИЗ НЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

(по материалам архивов российской и зарубежной прессы)

Сhart Republix

И другие

Шоу-бизнес "Напстеров" боится или каков резонанс

Чем так провинилась министр спорта Швеции Ульрика Мессинг, что перед ней замаячила перспектива отставки? Показала полную некомпетентность? Брала взятки? Назначала на выгодные посты по блату? Нет. Вся вина госпожи Мессинг в том, что она воспользовалась услугами бесплатного Интернет-сервиса "Напстер" (Napster), пользователи которого могут искать в сети музыкальные файлы, загружать их на свой компьютер и обмениваться ими совершенно бесплатно. В одном из интервью министр призналась, что пользуется "Напстером". Видимо, для того чтобы показать, насколько она современна и "продвинута" в компьютерном плане. Однако вместо одобрений посыпались упреки. Провинность госпожи министра обсуждалась несколько месяцев, и лишь в начале 2001 года законники постановили, что это грех, но карать за это увольнением все же не стоит... Скандал вокруг Ульрики Мессинг - лишь один из фрагментов гигантской битвы, шедшей целый год вокруг "Напстера", самой, пожалуй, знаменитой Интернет-программы.

Эта история - готовый сюжет для кино, рассказ о битве Давида с Голиафом. С той лишь разницей, что все события реальны, а соперничающими сторонами были не легендарные герои, а 18-летний парень в бейсбольной шапочке и футболке и десятки компаний-миллиардеров вкупе с американским правительством.

Борьба за "Напстер" вышла за рамки судебных тяжб. 7 сентября 2000 года неизвестный хакер атаковал пятьдесят сайтов по всей Америке, среди его жертв оказалось даже агентство NASA. Все эти сайты нападавший забросал посланиями, в которых прославлял "Напстер", а звукозаписывающие компании называл жирными котами, которые гонятся за наживой. Были зафиксированы и еще несколько хакерских атак, проведенных под лозунгом защиты "Напстера".

Но музыкальным гигантам все же удалось найти способ, как нейтрализовать опасного противника. Не сумев одолеть его в лобовом столкновении, они предложили партнер-ство, инвестиции, словом - хорошие деньги в обмен на то, что "Напстер" станет частью одной из больших компаний и сделает свои услуги платными. Переговоры шли несколько месяцев, и наконец, стороны "ударили по рукам".

Официально о "кончине" бесплатного "Напстера" было объявлено 28 января 2001 года на всемирном экономическом форуме в Давосе. Глава компании "Бертельсман", которая "взяла под крыло" "Напстер", заявил, что с будущего лета этот сетевой сервис станет платным. Причем процент от платежей непременно достанется владельцам авторских прав...

А 12 февраля дело "Напстера" снова рассматривалось американским судом, и тот признал, что система... должна быть закрыта. Правда, сам он ее не закрыл, предоставив эту честь снова суду низшей инстанции.

Лирическое отступление

Как создатель Напстера, Фэннинг достиг беспрецедентного уровня популярности для 19-летнего парня, которого не назовешь ни спортивным героем, ни поп-звездой. Он уже побывал на обложке Fortune, Business Week, Forbes и Industry Standard, а написали о нем уже почти все. Его имя и его лицо - пронзительные голубые глаза, широкие скулы и бесстрастное выражение под вездесущей бейсболкой University of Michigan - стали синонимом способности Интернета наделить своих пользователей новыми возможностями и вероятности того, что в один прекрасный день безвестный парнишка-программист сможет уничтожить гигантскую индустрию. Его узнают в супермаркетах, когда он покупает буррито, смотрит San Francisco Giants или когда он разъезжает по округе в своей новой "Мазде RX-7". Он представлят Бритни Спирс на церемонии вручения MTV Video Music Awards. Nike предложил ему рекламный контракт.

При всем при этом, Фэннинг не смог извлечь максимум выгоды из своей славы. Хотя он и получал пятизначную зарплату как ведущий разработчик клиентских приложений в "Напстере" и ему принадлежит 9% компании, пока эти 9% не имеют конкретного стоимостного выражения, поскольку компания не выпускала акций.

Он думал тогда, что просто напишет программу и запустит ее "в свободное плавание" - его собственное имя будет только в глубинах кодов, известное лишь другим хакерам и программистам, которым вообще до этого есть дело. Он скучает по тому простому времени, до журнальных обложек, телевизионных интервью, Бритни Спирс и необходимости надевать дурацкий черный костюм и галстук для зала судебных заседаний.

События 2001. Они не столь амбициозны, как решение окружного судьи Мэрилин Холл Пэйтел (Marilyn Hall Patel) образца июля 2000 года, гласящее, что Napster должен запретить своим пользователям обмен контрафактными звуковыми файлами. Для Napster это решение фактически означало закрытие сервиса, поскольку не существует возможности эффективной фильтрации и мониторинга файлов, которыми обмениваются его пользователи, и нельзя отделить контрафактные файлы от легальных. Вердикт был обжалован и отменен два дня спустя. Тем не менее... 12 февраля 2001 года апелляционный суд девятого округа (Ninth Circuit Court of Appeals) постановил, что великий и ужасный Napster преднамеренно нарушал авторские права истцов. Отныне мониторинг нарушений авторских прав пользователями Napster возлагается на все заинтересованные стороны, а сам Napster обязан бороться с конкретными нарушителями, если владельцы копирайта предоставят ему сведения о факте нарушений.

В последнюю неделю марта 2001 года через популярный сайт обмена музыкальными файлами "Напстер" было переписано рекордное количество музыки - несмотря на то, что по требованию звукозаписывающих предприятий "Напстер" заблокировал доступ к большому количеству песен, защищенных авторскими правами.

Всего за неделю пользователи сайта обменялись 593 млн. песен. Это на 25 процентов выше, чем на предыдущей неделе. Об этом сообщила компания "Вебнойз" (Webnoize), отслеживающая подобную статистику в Интернете.

Активное использование сайта "Напстер" подтвердилось фактически в разгар судебного разбирательства сайта с фирмами звукозаписывающей промышленности, обвиняющими "Напстер", что он недостаточно эффективно заблокировал защищенный авторскими правами материал.

"Миллионы пользователей по-прежнему получают через "Напстер" доступ к огромному количеству бесплатной музыки", сказал аналитик "Вебнойз" Мэтт Бэйли (Matt Bailey).

Американская ассоциация индустрии звукозаписи (The Recording Industry Association of America) в конце марта подала в суд Сан-Франциско еще одну жалобу, сообщив, что "Напстер" не выполняет постановлений суда.

В ответ на это обвинение "Напстер" сообщил, что заблокировал в конце месяца более 275000 песен, однако индустрия звукозаписи не предоставила ему точных списков песен, доступ к которым надо закрыть, и таким образом не позволила полностью выполнить предписания суда.

Пользователи "Напстера" за март 2001 научились обходить установленные сайтом фильтры. В частности, получить доступ к заблокированным файлам очень легко, если несколько изменить название песни или дать ей другое имя.

Как сообщает агентство "Рейтер", рекордных цифр по количеству скачанных файлов за месяц "Напстер" достиг в феврале, когда через него переписали 2,79 млрд. песен. В марте, по данным "Вебнойз", было скачано 2,49 млрд. файлов.

Свято место пусто не бывает

Теперь это уже не студенческие игрушки. Расплодилась куча трех-, двух - и однопалубных систем-клонов Напстера: Gnutella, Freenet, Scour, iMesh, Wrapster и т.п. Студент 1999 года Шон стал миллионером. Права Napster в суде отстаивали лучшие и самые дорогостоящие адвокаты. На посту одного из вице-президентов "Напстера" трудился Кейт Бернстейн, глава подразделения цифровой музыки Universal Music Group, занимавшийся в UMG вопросами онлайновых музыкальных продаж и авторских прав.

Финал-апофеоз?

Число пользователей FastTrack за последние четыре месяца увеличилось на 480%, и вскоре она сможет побить рекорд, установленный Napster.

Согласно исследованию американской компании Webnoize, сайты по бесплатному обмену музыкальными файлами Kazaa, MusicCity и Grokster, которые входят в сеть FastTrack, пользуются в настоящее время (2001 г.) большой популярностью и могут вскоре обойти даже Napster.

Через эти три сайта, использующие технологию нидерландской компании FastTrack, в октябре было скачано 1,81 млрд. файлов, что на 20% больше, чем в сентябре (1,51 млрд.). В то же время в октябре к ним одновременно было подключено 1,3 млн. пользователей, что на 300 тыс. больше, чем в сентябре.

Развитие FastTrack бьет все рекорды: за последние четыре месяца число пользователей системы увеличилось на 480%, и если рост будет продолжаться такими же темпами, то уже в этом месяце число клиентов перевалит за 1,57 млн. - рекорд, установленный Napster.

Все три сайта позволяют пользователям обмениваться не только музыкальными файлами, но и другими видами контента, включая текст и видео. В начале октября (2001) представители музыкальной и киноиндустрии подали иск на MusicCity, Grokster и FastTrack, которая управляет сайтом Kazaa, за нарушение авторских прав. На самом деле, по мнению Webnoize, иск только подогрел интерес пользователей к этим ресурсам. Аналитики считают, что такая бешеная популярность может позволить сети FastTrack достигнуть небывалых высот в области бесплатного распространения музыки через Интернет.

Американская ассоциация записывающих компаний RIAA в свое время одержала победу в суде над Napster. Сайту пришлось фактически полностью остановить свою деятельность. Теперь ожидается, что Napster снова откроется в начале 2002 года, однако он будет платным.

КОНЕЦ ЦИТАТ

Нет никакого сомнения, что мир постоянно колеблется между неким хаосом (ксати, название группы на Витаминике - Nekiy Chaos - http://stage.vitaminic.com/nekiy_chaos) и подобием порядка. Изобретатели-новаторы вносят свои изменения, обнаруживая перспективные возможности для человечества, но тем самым нарушая существующий порядок. Изобретение двигателя, топливом которого была бы простая вода (а слухи о его изобретении японцами, да и о якобы совершенно секретных советских опытах в этой области ходили ещё во второй половине прошлого века) перевернуло бы мировой порядок, создав подходящие условия для третьей мировой войны, ибо вся система производства энергетических ресурсов подверглась бы жесточайшему и тяжелейшему обвалу. Внедрение новых технологий всегда было чревато серьезными политико-экономическими катаклизмами и кризисами.

В принципе, проблема бесплатных и платных сервисов - суть вечная борьба между халявой и не халявой. Потребитель музыкальной продукции в наше время особенно избалован бесконечными потоками музыкальной информации, льющейся из всевозможных источников, начиная от радио, заканчивая бесплатными музыкальными архивами. Не думаю, что в музыкальном мире существует некий кризис перепроизводства и нет возможности даже надеяться получить дивиденды от своих творческих трудов. Однако проблема потребительского неуважения к труду людей, работающих в индустрии развлечений, особенно эта проблема касается психологии пользователя Интернет, ибо НИКТО НЕ ВИДИТ ТЕБЯ, НИКТО НЕ ПРИЗОВЕТ К ОТВЕТУ, МАЛО ТОГО, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ НЕ ВИНОВАТ, ОН ВСЕГДА ПРАВ В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ, А НЕПРАВ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ДАННЫЙ СЕРВИС. Безусловно, вопрос не должен быть поставлен именнно так, как извечный русский вопрос "кто виноват", однако, к примеру при бесплатной раздаче дисков на улице всё же может прийти в голову некоторое сомнение, что что-то тут не так. Или не может прийти?

Это был небольшой экскурс в прошлое бесплатных музыкальных сервисов.

Итак, что же происходит сейчас...

Борьба, безусловно, продолжается - но на более изощренном уровне. Против сайтов Kazaa, Music City и Grokster, представляющих собой единую файлообменную сеть производителями музыки, поданы судебные иски. В данном случае технология файлообмена отличается от той, что была использована в "Напстере" - если в случае с ним обязательным было наличие главного сервера, здесь его не требуется. Кроме того, чисто организационно вопрос решен кардинально: несмотря на конкретный адрес компании Fast Track, разрабатывающей программное обеспечение для вышеупомянутых сервисов, реально программисты работают удаленно (в Швеции, Дании и Голландии), вот он - оффшор, передавая продукты и управляя службами через Интернет. При решении суда в пользу компаний звукозаписи налицо бы возникла проблема с приведением в исполнение этого решения технически. Предложение же компаний, производящих фильмы и музыку, на законном основании взламывать и уничтожать подобные сервисы вряд ли встретит поддержку у законодателей Соединенных Штатов. Если же встретит, то начнется новая эра процветания платных сервисов, подобных Витаминику и mp3.com и

МЫ С ВАМИ НАКОНЕЦ-ТО СМОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛЬНО ПРОДАВАТЬ НАШИ ТРУДЫ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, НЕ ОПАСАЯСЬ НЕЛЕГАЛЬНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ.

А когда нечто подобное будет в России, хотя бы на рынке твердых носителей музыкальной информации, не говоря уже об Интернете?... Нет ответа.

Может быть в уже в наступившем году?

Кто знает...

Напоследок приведу список групп, представленных в стилистике DANCE/ELECTRONIC на международном портале Витаминик - пока без комментариев:

Experimental 5 (919)

Gabba 1(46)

Goa Trance (89)

Happy Hardcore (13)

Hard House/Progressive 1(124)

Hardcore (95)

House 3 (790)

Industrial 3 (260)

Italian Electronic (118)

Leftfield Dance (156)

Minimal (80)

Other 2 (556)

Pop-Dance (171)

Tech-House 1 (139)

Techno 2 (1931)

Trance 12 (1361)

Tribal (36)

Trip-Hop 1(356)

US Garage/House (13)

(цифры в скобках обозначают общее количество участников в подгруппе, цифры перед скобкой - количество российских команд).

EXPERIMENTAL

Nekiy Chaos - http://stage.vitaminic.com/nekiy_chaos -

SIVER - http://stage.vitaminic.com/siver -

Zu Malta - http://stage.vitaminic.com/zu_malta - мы уже говорили об этой группе в предыдущей статье

GABBA - http://www.vitaminic.com/main/electronica_dance/gabba -

Eggog - http://stage.vitaminic.com/eggog - HARD HOUSE/PROGRESSIVE - http://www.vitaminic.com/main/electronica_dance/hard_house_progressive

Exaltation - http://stage.vitaminic.com/exaltation -

HOUSE - http://www.vitaminic.com/main/electronica_dance/house

Alex Reevs - http://stage.vitaminic.com/alex_reevs -

CJ AD - http://stage.vitaminic.com/cj_ad -

The Housemakers - http://stage.vitaminic.com/the_housemakers -

INDUSTRIAL

http://www.vitaminic.com/main/electronica_ dance/industrial

Antisisters - http://stage.vitaminic.com/antisisters -

Hyperprism - http://stage.vitaminic.com/hyperprism2 -

Skintrust Malign - http://stage.vitaminic.com/skintrust_malign -

OTHER

http://www.vitaminic.com/main/electronica_ dance/other

HormonE - http://stage.vitaminic.com/hormone2 -

Vullcan - http://stage.vitaminic.com/vullcan -

TECH-HOUSE

http://www.vitaminic.com/main/Electronica_ Dance/Tech-House

PCF - http://stage.vitaminic.com/pcf

TECHNO

http://www.vitaminic.com/main/electronica_ dance/techno

Soukhtin Ivan - http://stage.vitaminic.com/shoukhtin_ivan

Unstable - http://stage.vitaminic.com/unstable

TRANCE

http://www.vitaminic.com/main/electronica_ dance/trance

Alex Cherry - http://stage.vitaminic.com/alex_cherry

Deep Play - http://stage.vitaminic.com/deep_play2

Dessex - http://stage.vitaminic.com/dessex

Ecama - http://stage.vitaminic.com/ecama

Erabyterum - http://stage.vitaminic.com/erabyterum

GEMINI Sector

http://stage.vitaminic.com/gemini_sector

IDV - http://stage.vitaminic.com/idv

Last Mission Core - http://stage.vitaminic.com/lmc

PPK - http://stage.vitaminic.com/ppk

TeknoUsa - http://stage.vitaminic.com/teknousa

Vektor - http://stage.vitaminic.com/vektor

Vektor Polansky - http://stage.vitaminic.com/vektor_polansky

TRIP-HOP

http://www.vitaminic.com/main/electronica_ dance/trip-hop

Sunny Marcus (and Tripspace Orchestra) - http://stage.vitaminic.com/sunny_ marcus_and_the_tripspace_orchestra -

Всего Вам доброго!


Часть 11, детская. Куда податься талантливому ребенку. О программе "Новые имена", фонде Спивакова. Немного о детских сетевых ресурсах.

Hosted by uCoz