Куда бы податься бедному автору (4 часть)

Дмитрий Чистяков <composers@mail333.com>

В этом выпуске я продолжу обзор крупнейшего европейского музыкального интернет-портала http://www.vitaminic.com/. В прошлых номерах "Компьютер Прайс", напомню, мы рассматривали, насколько широко (вернее, правильнее было бы сказать, насколько узко) представлены на нем россияне в категориях POP, Rock и Classical.


Итак, что сразу бросается в глаза.

Конечно, нет ничего удивительного в том, что практически отсутствуют российские авторы в категории Latin American.

Однако должен огорченно констатировать, что меня неприятно удивило полное отсутствие российских авторов и групп в джазовом разделе Витаминика (Jazz/Blues/Roots). Вероятно, нашим джазменам и блюзовым музыкантам достаточно российской зоны Интернета, представленной, в частности, такими известными и крупными порталами, как http://www.jazz.ru/ и http://www.blues.ru/ Что же, порталы значимые, и джазовая, и блюзовая российская культура пропагандируются на них весьма широко. Но ведь это русскоязычные порталы. На всякий случай приведу списки подстилей этих категорий на Витаминике, возможно, еще не все потеряно, а просто существует проблема с недостатком информированности у российских исполнителей и композиторов, и многим из них стоило бы попробовать свои силы, представив себя в Европе и Америке.

LATIN AMERICAN

http://www.vitaminic.com/main/latin_american

Latina

Воssa Nova (23)

Calypso (2)

Carribean (24)

Cuban (55)

Electro Brazil (24)

Flamenco (613) - как много, оказывается, flamenco-исполнителей.

Italian Reggae (28)

Jotas (2)

Latin American (30)

Latin Jazz (45)

Mariachi (2)

Merengue (4)

Salsa (37)

Samba (17)

Soca (2)

South American (22)

В скобках указано количество авторов и групп, находящихся в той или иной категории.

JAZZ/BLUES/ROOTS

Be-Bop (46)

Big Band (57)

Blues (500) - и это неудивительно

Classic Jazz (144)

Contemporary Jazz (392)

Folk Rock (238) - трудно сказать, почему он здесь, это просто один из немногих забавных казусов Витаминика, хотя косвенно, конечно, этот подстиль имеет отношение к категории Roots, корни все-таки.

Freeform (62)

Gospel (55) - вот уж где корни-то.

Groove Jazz (31)

Hard Bop (13)

Hardcore Jazz (9)

Hot Jazz (11)

Jazz Funk (90)

Jazz Fusion (193)

Jazz Vocalists (69)

Jazz/Blues/Roots Generic (381)

Piano Jazz (50)

Post Bop (3)

Rhythm And Blues (66)

Swing (65)

Zydeco/Cajun (6) - тому, кто скажет мне, что это за Зидеко-Кажун такое, буду весьма благодарен. И на старуху бывает проруха, как говорится (это я о себе).

Рубрикация довольно скудная - более полную и разветвленную вы сможете увидеть, посетив питерский Jazz Philarmonic Hall (в самом клубе, а не на их прекрасно оформленном сайте http://www.jazz-hall.spb.ru/).

Кстати, не могу не привести отрывок об отношении к джазу и пониманию, что это, собственно такое, датированный еще началом 60-х, но как нельзя лучше говорящий и о разного рода рубрикациях, и о классификациях самих слушателей. Меня поразило, насколько этот отрывок может быть интерпретирован применительно к практически любой другой стилистике, достаточно заменить специфические джазовые термины, имена и временные характеристики.

Джон С. Уилсон (джазовый критик нью-йоркского журнала "Таймс" ), отрывок из статьи дней давно минувших:

...Что касается большой группы слушателей, той, что любит джаз, то ее представители охотно применяют это слово с такой великолепной дискриминацией, что не в состоянии достичь какого-либо согласия по вопросу, где начинается и где кончается джаз. Для большинства из них слово "джаз" имеет весьма специфическое, индивидуализированное значение, и когда они употребляют это слово, то имеют в виду только то, что они сами считают джазом. И... ничего более. Эта группа подразделяется в зависимости от возраста. Интенсивное изучение привело меня к убеждению, что имеется поразительное соответствие между возрастом человека и его взглядами на джаз, на то, что является им. Это могло бы быть продемонстрировано с помощью статистических показателей и диаграмм, показывающих соответствие наклона кривой. Но мне кажется, что нагляднее будут несколько примеров. Джаз, как часто указывают, - музыка молодых, искусство, в котором музыкант может стать "звездой" в 22-летнем возрасте, а то и в 18... Исследование показало, что рядовой джазовый энтузиаст проходит совершенно определенные, ограниченные началом и концом стадии. Вкратце эти наблюдения отражены в следующих образцах-стандартах.

1. Примерно в возрасте 15 лет средний любитель джаза слушает музыку, на которую он реагирует, но еще не подозревает, что она имеет специфическую идентификацию.

2. Примерно в возрасте 17 лет он обнаруживает, что эта музыка - джаз.

3. Примерно в возрасте 17 лет плюс одна неделя он начинает карьеру джазового музыканта, принимаясь за обучение на инструменте, начиная, как правило, с наиболее доступного, т.е. с губной гармошки.

4. Примерно в возрасте 17 лет плюс две недели он оставляет карьеру музыканта и становится коллекционером пластинок.

5. Примерно в возрасте 17 лет плюс два месяца он - авторитет.

6. Примерно в 20-летнем возрасте он - закоренелый приверженец джаза, потребитель напитков в джазовых клубах, завсегдатай магазинов пластинок.

7. Около 23-х лет он женится на чувихе, которая не отличит двухтактового брейка от "chopsticks" (китайские палочки для еды).

8. В 25-летнем возрасте он сталкивается со все возрастающими трудностями в осуществлении своих многогранных желаний: обеспечение семьи, коллекционирование пластинок, необходимость пообедать в 2 часа дня, быть завсегдатаем клуба. Чем-то необходимо жертвовать...

9. Примерно в возрасте 42-х лет он случайно наталкивается на чердаке на свои старые пластинки, сдувает с них пыль, проигрывает их, и ощущение пьянящей ностальгии наполняет его.

10. Примерно около 43-х лет старая закваска вновь начинает бродить в нем столь ощутимо, что он берет быка за рога и отправляется на джазовый концерт.

11. Приблизительно около 43-х лет плюс три часа он уходит с концерта расстроенный, взвинченный, удрученный явным обманом, ибо то, что он слышал, называли джазом.

12. Приблизительно около 43-х лет плюс четыре часа, с головной болью, недовольный, сидит он перед своим проигрывателем и начинает возводить стену между старыми джазовыми пластинками и грубым, глупым миром, в котором он имеет несчастье жить. Теперь-то он знает, что существует только один-единственный настоящий джаз.

В соответствии с такой эволюцией джазового индивидуума можно с точностью установить, что имеет в виду обычный псевдо-джазовый любитель, когда употребляет слово "джаз". Все зависит от возраста. Так, например, в 1960 году эта сформировавшаяся диаграмма соотношений между возрастом и значением слова "джаз" выглядит следующим образом:

ВОЗРАСТ 75 ЛЕТ. Понятие джаза не существует вообще. Когда в таком возрасте говорят "джаз", имеется в виду рэгтайм, сыгравший злую шутку, поправший длительность нот.

ВОЗРАСТ 65 ЛЕТ. Джаз был создан "Ориджинал Диксиленд Бэндом" и был внедрен благодаря успешным выступлениям "Ориджинал Мемфис Файв" и "Эрл фаллерс джаз-бэнд". Их темы "Slippery Hank" и "Ya-de-Dah", записанные на "VICTOR", - лучшие примеры настоящего джаза, но он умер в начале 20-х годов, хотя несколько достойных похвалы бодрых вещичек еще было сыграно оркестром Бенсона из Чикаго, когда им руководил Дон Бестор.

ВОЗРАСТ 55 ЛЕТ. Джаз был создан Джелли "Ролл" Мортоном, Луи Армстронгом, "Кингом" Оливером и "Новоорлеанскими Королями Ритма". Люди старше 55 лет утверждают, что джаз - музыка ансамблевой, коллективной импровизации и что он пережил свой расцвет, и что, глядя на его практические достижения, он скончался с "Креол Джаз Бэндом" Оливера. Они же, ослепленные успехом "Креол Джаз Бэнда", утверждают, что коллективная игра как основа джаза явилась разграничивающим фактором, что джаз сформировался, когда Армстронг уменьшил роль солистов, вернувшись к малому импровизационному ансамблю. Джаз закончился, когда Армстронг ударился в коммерцию.

ВОЗРАСТ 45 ЛЕТ. Джаз был создан Бенни Гудмэном, который, использовав незрелые, невнятные начинания таких ограниченных, но со здоровыми тенденциями музыкантов, как Армстронг, Флетчер Хендерсон и Дюк Эллингтон, довел их поползновения до такого совершенства и четкости, что все, что до этого было в музыке неровного, унылого, обыденного, вдруг засияло в своем великолепии, которое было полностью утрачено в извращениях после Гудмэна.

ВОЗРАСТ 35 ЛЕТ. Джаз был создан Чарли Паркером, озарившим краткой вспышкой своего дарования затхлую комнатушку в Гарлеме. Его творчество было единственным в своем роде, оригинальным и не имевшим ничего общего с палеолитической музыкой, когда-то поспешно принятой за джаз, исполнявшейся такими, с позволения сказать, "джазовыми" музыкантами, как Банк, Бикс, Банни, Буни и Бу Бартон. После смерти Паркера джаз все более очевидно страдает от недостатка руководства. Но музыка Паркера бессмертна. "Пташка" живет.

ВОЗРАСТ 25 ЛЕТ. Джаз был создан Дэйвом Брубеком, который объединил передовые идеи нашего времени с энергией и ритмической сложностью ранних новоорлеанских народных музыкантов; созданное культурное наследие столь значительно, что вы можете даже привлечь свою родню и потом обсудить.

ВОЗРАСТ 15 ЛЕТ. Джаз - это нечто, изобретенное не то Орнеттом Колманом, не то Катти Сквирелсом, не то Бобби Дэрином, хотя временами кажется, что и Фабиан в состоянии делать джаз. А впрочем, скоро мы избавимся от всех этих гармоний и фуг, мелодий, ключей и прочего хлама. Это необходимо для очищения. Неважно, для какого... Мы стартуем с безупречной репутацией, уничтожая все недоразумения прошлого, в том числе и заблуждения в том, что раньше где-то исполнялся джаз.

ВОЗРАСТ 5 ЛЕТ. Такой вещи, как джаз, вообще не существует. Есть только мамочка и папочка.

Наиболее провокационным моментом этого установленного анализа является холодно-рассудочный взгляд, которым он окидывает оставшийся незамеченным аспект джаза; правоверный джаз, как рождение импровизации - индивидуальной для всего ансамбля в целом - существует так же, как существуют истинные джазмены...

КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Попробуйте заменить Jazz, например, на Rock или Electronic Music, а Луи Армстронга на "Роллинг Стоунз", или на "Space". Тогда, по аналогии, молодого на тот момент Брубека можно заменить (или выражаясь музыкально, транспонировать) на новое поколение рокеров, а применительно к электронной музыке - на современные Trance-группы. Таким образом, этот отрывок носит чуть ли не универсальный характер во времени, не так ли?

Вообще, меня всегда удивляли всевозможные межстилевые конфликты, равно как и разговоры об отстое и старье. Считаю это либо недалекостью, либо незрелостью и отсутствием должного кругозора. О музыкальных параллелях и межстилевых взаимопроникновениях, думаю, можно поговорить отдельно. Тема интересная, помнится в благодатные времена Napster, воспользовавшись удобством его поисковой системы, можно было без труда обнаружить взаимосвязи между направлениями, отыскать тщательно присыпанные толстым слоем шелухи корни и так далее. Разговор о системах, подобных "Напстеру" и возникших, подобно грибам после дождя, буквально на костях - также отдельная тема.

Но вернемся к http://www.vitaminic.com/.

Возможно, я повторюсь, но должен отметить, что в джазовой категории на Витаминике присутствуют такие корифеи, как Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Эррол Гарнер, Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Фрэнк Синатра, Дэйв Брубек. А среди блюзовых исполнителей - Би Би Кинг, Билли Холидей и Джон Ли Хукер. Перечислить всех знаменитостей, представленных на Витаминике, довольно трудно, но я периодически буду это делать. Хотя кто его знает, все ли тут чисто с авторскими правами. Надеюсь, что все чисто. Думаю, к этому мы еще вернемся.

ДЛЯ СПРАВКИ: еще одна полезная ссылка на ресурс, информирующий о российском и международном авторском праве и смежных правах на интеллектуальную собственность http://www.copyright.ru/.

На нем вы найдете информацию: об истории авторского права; об интеллектуальной собственности; законодательстве, с ней связанной; о том, что является авторским произведением; о регистрации прав; чем отличаются права автора от прав исполнителя; о смежных правах, правопередаче; право в схемах, международно-правовые, федеральные законодательные и подзаконные нормативные акты; судебную практику, что немаловажно, ибо, как мы знаем, нормы права, закрепленные в законодательстве, не всегда успешно реализуются действующим механизмом их исполнения, архив законопроектов, статьи, полезные ссылки на российские и иностранные ресурсы; услуги: консультации, обеспечение доказательств, депонирование произведений, регистрация в США, ответы консультанта и наиболее часто задаваемые вопросы (FAQ) , а также форум для обсуждения правовой тематики и всего, что с ней связано, словом, широкий спектр информации о праве.

Кстати, продолжая тему рубрикации, несмотря на то что, в основном, я позиционирую себя как автора, пишущего музыку в POP/Instrumental, у меня есть несколько композиций, представленных как в латиноамериканской, так и в джазовой стилистике. Например, Girl In The Rain (Waiting Her Calling) - типичная босса-нова (как и композиция, группы FIIR "Autumn Rain"). Мои "Acid Taxi Latina", да и просто "Taxi Latina" - тоже типичные латиносовские самбы. А названия "SoundCity Fusion " и "SoundCity Blues" говорят сами за себя - добро пожаловать на мою страницу http://stage.vitaminic.com/dmitry_r (Пароль: как успехи? Отзыв - самореклама прошла успешно:). Должен предупредить, что на момент выхода статьи данные в чартах могут измениться. Так вот. Каталог устроен таким образом, что категорирование осуществляется по жанру, который автор (исполнитель) выбирает для себя как основной. Заполняя анкету при регистрации, вы обязательно должны это указать. Поэтому, вполне возможно, что авторов и музыкантов, пишущих, в-основном, в других стилях, просто "не посчитали". Тем не менее, рейтинги внутри каждого подстиля ведутся именно по тому жанру, который автор указал для данной композиции. Например, могу не без гордости сказать, что моя композиция c альбома Planetary - Goat Legs Satyr (Tee-Ool-Khee-Yen Theme), в основу которой положена, надо признать, тема, благородно переданная мне в творческое пользование Ильей Тилькиным (ну, прямо история трансовой группы PPK и Эдуарда Артемьева), даже занимала первые места в стилистике Dance/Electronic/Trance, http://www.vitaminic.com/main/electronica_dance/trance, чему я весьма приятно удивлен, так как условное деление в современных электронных стилях для меня представляет некоторую сложность, стар я уже (хватаясь за поясницу), наверное, и поставил ее буквально интуитивно в эту подкатегорию.

Так что, если вы делаете музыку в разных стилях, вы можете рассчитывать на то, что ваша композиция выстрелит внезапно в совсем другой стилистике, и вы станете извест-ным благодаря польке-пиццикато, несмотря на то что всю жизнь ударно трудились на ниве Heavy Metal.

Хватайся не хватайся за поясницу, а работать придется. Итак, где ж еще, как не в DANCE/ELECTRONIC, могут раскрыться российские таланты! Как еще, за неимением средств на найм сессионных музыкантов, на работу в реальной студии и прочие дорого-стоящие удовольствия, автор может представить свои творения на суд международного слушателя, имея в своем арсенале только компьютер, миди-клавиатуру и коллекцию сэмплов? Кто же еще, как не малоизвестный российский автор-электронщик, получает возможность промоушн своих экзерсисов, сделанных с помощью CakeWalk, Cubase, Fruity Loops, Re-Birth или, на худой конец, E-Jay?

DANCE/ELECTRONIC

Самая многочисленная, cамая модная и постоянно растущая категория, в которой российские авторы представлены в большем количестве, нежели в других. Думаю, что именно эта категория привлечет большинство читателей "Компьютер Прайс" - все-таки, в основном, именно в ней представлена музыка, сделанная посредством компьютерных технологий.

Подстили:

2step/UK Garage 2 (60)

70's/80's Disco (32)

Acid Jazz (91)

Ambient (566)

Big Beat (122)

Braindance 1(56)

Breakbeat 4 (448)

Dance 8 (989)

Deep House 2 (112)

Detriot Techno (49)

Disco-House 2 (177)

Downtempo/Chill-out 6 (197)

Drum'n'Bass/Jungle 3 (630)

Electro 1 (483)

Electro Pop 3 (230)

Electronica/Dance Generic 1(395)

Experimental 5 (908)

Gabba 1(45)

Goa Trance (90)

Happy Hardcore (13)

Hard House/Progressive 1(121)

Hardcore (93)

House 2 (777)

Industrial 3 (259)

Italian Electronic (114)

Leftfield Dance (156)

Minimal (79)

Other 2 (548)

Pop-Dance (168)

Tech-House 1 (137)

Techno 2 (1920)

Trance 11 (1342)

Tribal (36)

Trip-Hop 1(353)

US Garage/House (13)

Напомню, что цифры в скобках обозначают общее количество участников в подгруппе, цифры перед скобкой - количество участников российской "команды". Как видим, по сравнению с остальными стилевыми образованиями, это уже что-то, внушающее надежду на будущее росийских представителей на международных музыкальных порталах.

Хочу заметить, что эти дaнные приведены на момент написания статьи, возможно, ко времени ее публикации можно будет сказать, что в нашем российском полку прибыло. Посмотрим.

Подробный обзор этой категории я продолжу в следующем выпуске.

Уважаемые читатели! Огромное спасибо за вопросы и отзывы, которые вы присылаете мне на e-mails и оставляете в гостевой книге у меня на сайте. Присылайте больше. Напомню, мой сайт http://www.soundcity.narod.ru/. Совсем недавно там открылся FORUM, так что, добро пожаловать, присылайте новые темы для обсуждения.


Перейти к части 5. Русские "электронщики" на Витаминике. Некоторые сведения об электронных стилях

Hosted by uCoz