"Музыкальная классика встречает современные технологии"

Дмитрий Чистяков <composers@mail333.com>

Немного о прошедших в Санкт-Петербурге музыкальных фестивалях и конкурсах, посвященных 300-летию нашего города (первичная официальная информация была любезно предоставлена Международным Пресс-Центром - http://www.ipc-spb.ru/).


5, 6 и 8 января в Малом и Большом залах филармонии прошел фестиваль "Времена Года" - музыка Северных стран, Балтии и России. Фестиваль был построен по мозаичному принципу - каждый из концертов содержал произведения разных стран и разных эпох. Открылся он исполнением Камерным оркестром "Времена Года" под руководством Булахова трех "Времен года" - хорошо известных циклов Глазунова и вокального Валерия Гаврилина, но я бы хотел отметить новый цикл современного российского композитора Михаила Броннера, исполнявшийся впервые - венок П.И. Чайковскому, 13-частное разноплановое произведение, о котором следовало бы рассказать отдельно, но ведь у нас все-таки компьютерный журнал. Вообще, я не хотел бы, чтобы авторов и слушателей-читателей смущало, что я описываю события к 300-летию города и вещи, которые напрямую не связаны с современными технологиями. Я считаю, что технологии - технологиями, но суть предмета, а именно - написание музыки - есть процесс творчества, но на некоей базе знаний, и неплохо бы расширять свой кругозор именно в гуманитарной музыкальной сфере хотя бы для того, чтобы, зная историю и интересуясь музыкальными произведениями, созданными на протяжении долгих столетий, не быть столь ограниченным, чтобы случайно пришедшие в голову три ноты, стократно повторенные в вековых музыкальных пластах, не казались собственным величайшим изобретением, а небольшое отклонение от правил - гармонический суперход - например, использование внетональной структуры или случайно пришедшая в голову модуляция, например, на полтона вверх - не воспринималась как некое оригинальное решение и ноу-хау. И вообще, не хотелось бы, чтобы вместе с водой выплеснули и ребенка - увлекшись технологиями, перестали бы заботиться о самом музыкальном предмете. А это происходит сплошь и рядом. Мне часто рассказывают о том, какую навороченную новейшую "прогу" использовал тот или иной автор - или какие - наверняка, ВОРОВАННЫЕ - сэмплы, мол, нашел. ТИПИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. "Хапнул - молодец. Не успел - лох" (конец цитаты народного происхождения). Конечно, каждый счастлив в своем заблуждении, однако, думаю, что человек неразумный, не понимающий, что из чего произросло, даже при наличии способностей не может сделать что-либо достаточно осмысленное, какими бы технологиями он не был оснащен. И так во всех сферах. Никогда нельзя забывать, что люди - существа прежде всего гуманитарные, прошу прощения за некоторую тавтологию, и роль технологий при всем уважении к их создателям - роль инструмента для достижения определенных результатов. Роль образования, и музыкального в том числе, в современной жизни остается столь же значимой, что и в другие времена, как бы мы ни пытались внушить сами себе обратное. Мне абсолютно безразлично, что говорят неучи - мол, практика все равно показывает, что к чему, не в дипломах дело, и т. д. А можешь ли ты своим неокрепшим разумом разобраться, что действительно к чему? На деле происходит ситуация, когда ошибочные убеждения и ложный опыт превращается в систему. Да, дело не в дипломах, а в тех знаниях, которые автор или исполнитель способен грамотно применить в качестве практического инструмента. Напомню также, что Умные учатся на чужих ошибках...

Впрочем, в полемическом запале с воображаемыми "неучами" я несколько отвлекся от заявленной темы - фестивальной. В дополнение хотелось бы отметить удачные выступления шведских, датских и эстонских музыкантов и некоторые современные (конца XX века) произведения. Я приводил их в прошлом номере. Мог бы выделить блестящее как по своей виртуозности, так и по артистизму исполнения выступление шведского саксофониста Йоргана Петтерсона и сам концерт для саксофона с оркестром Ларс-Эрик Ларссона. В целом, фестиваль показал очень высокий исполнительский уровень и внес некую новизну - наш слушатель не очень хорошо знаком с произведениями наших ближайших соседей. Но я обнаружил некоторую тенденцию - все произведения времен 1999-2002 года, исполняемые ВПЕРВЫЕ. при всем многообразии форм - от минимализма, препарирования фортепиано и использования необычных штрихов струнными лично мне сказали бы о некотором упадке - большинство из них наполнено диссонансным звуком. Не желая уподобляться авторам статей, в свое время клеймивших музыку великих Шостаковича и Прокофьева (кажется, одна из них называлась "Сумбур вместо музыки"), тем не менее, хотел бы отметить, что прослеживаю некоторую спекуляцию на авангардных приемах, скорее не подчеркивающую мастерство авторов, а ставящее это мастерство под сомнение. Подчеркну, что мое мнение может носить субъективно-недальновидный характер, но я по-прежнему убежден, что мелодизм - не избитое общее место, и его дефицит, как я думаю, - следствие некоторых блужданий, да и, отчасти, неспособности написать красивую мелодию, лежащую в основе произведения.

Интересно, что именно исполнитель, выбравший за основу своих выступлений фортепианный концерт Прокофьева, - молодой петербургский пианист Александр Пироженко, занял первое место в сложнейшей борьбе на региональном конкурсе пианистов в Санкт-Петербурге имени Паулы Кусси - части довольно молодого, но масштабного международного фортепианного конкурса The Wendome Prize (я писал о нем в статьях цикла "Куда бы податься бедному автору") - событие, безусловно, значимое для города. Всего победителей было четверо - Алексей Чернов и Алексей Комаров из Москвы, Марк Майков из Казани, вдохновенно исполнивший одну из частей концерта Рахманинова как на отборочном туре, так и на концерте лауреатов, и наш питерский Александр Пироженко.

Конечно, осознание замысла музыкального произведения исполнителем не всегда приходит сразу. (В данном случае я не говорю о популярной музыке - потому она и популярна, что все лежит на поверхности). По словам господина Алексиса Грегори, основателя The Wendome Prize, многие молодые музыканты, при великолепном техническом уровне исполнения, по сути еще или слишком молоды или нет у них преимущества в средствах выразительности, артистичности, или отсутствует понимание, особая музыкальность от Бога. Что касается интелектуальной составляющей способностей музыканта, при всей демократичности конкурса, а также при всей широте репертуара - каждый из выступающих должен знать 8 концертов плюс 90-минутная программа фортепианной классики от барокко до наших дней, не случайно обязательным является исполнение произведений Бетховена как некоторого музыкального эталона. В принципе, конкурсов инструменталистов, в частности, форnепианных, довольно много, с одного на другой и кочуют музыканты. Достаточно упомянуть небезызвестный конкурс имени Ван Клиберна, применительно к широкому спектру фортепианных конкурсов. В данном случае, основное отличие The Vendome Prize заключается в более заботливом отношении к будущему пианистов, реальной материальной помощи в дальнейшей концертной судьбе, причем не только одному финалисту, а и многим участникам (дополнительно, кстати, хотелось бы отметить еще двух пианистов, в числе шести прошедших на первый тур петербургского регионального конкурса - Анны Шелудько из Санкт-Петербурга и Олега Ванштейна из Москвы, получивших денежные премии).

Итак, на полуфинал в Лондон поедут двое российских победителей - Марк Майков из Казани и питерец Александр Пироженко (исполнивший, кстати, на подаренном Санкт-Петербургской Консерватории фондом конкурса и фирмой Yamaha концертном рояле концерт Прокофьева в сопровождении оркестра Театра оперы и балета Консерватории). Там они продолжат соревнование в числе 16-ти участников конкурса, отобранных на региональных состязаниях мира. Победители поедут на финал в Лиссабон.

Кстати, говоря о лаурете первой премии, можете взглянуть - http://private.peterlink.ru/pirozhenko - хороший пример грамотного составления резюме профессионального музыканта (о дизайне страницы, я пожалуй, промолчу) с подробным описанием репертуара, уже имеющихся наград, полученных на конкурсах, список записей на СD, участие в фестивалях, обзоров прессы. Прямо с этой страницы вы можете выйти на так называемый Classical Music Web Ring - http://www.orchestranet.co.uk/ring - кольцо, объединяющее персональные страницы музыкантов. Еще один Ring - http://classicalmus.hespeed.com/index.html - The Art Music Web Ring.

Еще пара "классических" линков - http://www.classicweb.com/ и http://clasicalmusic.co.uk/

ВОЗМОЖНОСТИ VITAMINIC BACKSTAGE или КАК АВТОРАМ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ПОРТАЛЕ http://www.vitaminic.com/

В последнем выпуске цикла "Куда бы податься бедному автору" я рассказывал о том, как регистрироваться на "Витаминике", о соглашении между этим порталом и вами. Теперь, насколько это возможно, подробно опишу, что же делать дальше, как публиковать записи и как пользоваться BACKSTAGE - вашим внутренним музыкальным хранилищем.

Итак, предположим, что вы уже зарегистрировались, определились с основным стилем, послали необходимую информацию о себе и получили логин и пароль. Выйдя на страницу http://backstage.vitaminic.com/, наберите логин и пароль в указанных местах и войдите внутрь BACKSTAGE.

Справа мы видим меню, представляющее собой инструментарий для работы с текстовой, графической и звуковой информацией, а также некоторые полезные возможности по представлению и продвижению себя на этом портале.

Приведу основные пункты меню в порядке их расположения.

1. ENTER THE DIRECTORY

2. CHANGE REGISTRATION DATA

3. SET YOUR HOME PAGE

4. DISTRIBUTE AND SELL MUSIC

5. VIEW STATISTIC

6. ENTERING OUR FOREIGN SITES

7. FAN CLUB

8. PROMOTE YOUR BAND

9. CONCERT DATES

10. BAND MEMBERS

и немного ниже

11. GET BACK TO YOUR BACKSTAGE

12. LOGOUT

13. HELP

Первое, что я порекомендовал бы сделать, это послать хотя бы один трек для бесплатного представления вашей музыки. Так называемый promo track, благодаря которому посетитель сможет оценить то, что вы делаете. Это очень важный момент, потому что именно с этого начнется ваше постоянное общение с "Витамиником", ваше представление на портале, и , наконец, без этого ваша страница просто не будет создана. В дальнейшем вы можете посылать другие записи на продажу, но один из треков обязательно должен быть выставлен на всеобщее обозрение бесплатно. Для этого обратитесь сразу к четвертому пункту - DISTRIBUTE AND SELL MUSIC - нажав на строку с этой надписью, вы выйдете на подменю первого уровня, откуда начинается основное управление вашими треками и альбомами.

Итак, что мы видим в этом подменю:

ADD A NEW TRACK

EDIT/DELETE PREVIOUSLY ADDED TRACKS

ADD A NEW ALBUM

EDIT/DELETE PREVIOUSLY ADDED ALBUMS

После того, как вы выберете первый пункт этого подменю, и начнется ваша работа с тем самым promo-треком. (Далее схема добавления новых треков будет вам уже знакома).

Вам будет предложен выбор - какого, собственно, рода запись вы хотели бы послать в качестве promo -

TRACK WITH MUSIC AND LIRICS - попросту говоря, песню,

INSTRUMENTAL TRACK - cамо собой разумеется, инструментал,

или

SPOKEN WORD TRACK (WITHOUT MUSIC) - слова без музыки... стихи, скетчи, юморески, бубнилки, сопелки, и прочее.

Отмечая демократичность "Витаминика" в отношении уровня предоставляемого материала с точки зрения музыкальности и исполнительского мастерства, хоть это и могло бы оттолкнуть некоторых профессионалов, тем не менее напомню, что подготовленный трек должен быть, как пишут на странице, куда вы попадете после выбора (предположим, это будет TRACK WITH MUSIC AND LIRICS) - так вот, он должен быть СD-качества, то есть файл в сжатых форматах MP3 или WMA c частотой сэмплирования 44.1 килогерц и разрядностью (bit rate) 112 или 128 килобит в секунду. Надо сказать, что современные технологии позволяют сжимать до высшего качества (указанные параметры близки к качеству CD, однако должен признать, что это все-таки не совсем качество уровня компакт-диска). Хотя качество 112 kbps позволяет послать файл меньшего объема, что несколько уменьшает временной интервал отсылки файла, если, конечно, это важно для вас при ваших возможностях Интернета. Кстати, на других порталах, например, на MP3.COM, требования не ниже 128-ми kbps.

Обратимся к странице, которая будет описывать ваш первый трек. Мы выбрали вариант песни как наиболее полный для заполнения необходимых полей описания.

В начале страницы нас ждут несколько пояснений, комментариев и предупреждений о том, каким должен быть и каким быть не должен отсылаемый нами трек.

Трек, песня, композиция, представляемая вами для размещения на портале, по причинам юридического характера не должна находиться в авторской (интеллектуальной) собственности тех людей, которые зарегистрировались на "Витаминике", то есть вас. Если вы и ваши композиции зарегистрированы в обществе, защищающем авторские права, вроде SIAE или ASCAP, вы обязательно должны указать все необходимые данные регистрации. Цена (это распространяется на треки, которые вы будете в дальнейшем выставлять на продажу, должна быть рассчитана с учетом налогов, то есть должна содержать в себе налог на продажи).

Рассмотрим предлагаемые поля (обязательные для заполнения отмечены звездочкой).

Итак, перечислю их с небольшими комментариями:

1.Title* (название).

2.Year of production - год, в котором была произведена запись.

При этом, если запись была произведена с концерта, поставьте галочку в боксе Live

3.Genre - жанр, в котором записана песня - предлагается список. О жанрах, стилях и подстилях в классификации "Витаминика" я уже говорил на страницах этого цикла. Жанр песни или композиции может отличаться от того жанра, который вы выбрали основным. Если вы не выберете из списка ничего, автоматически для этой песни будет назначен ваш основной.

4. ISRC code.

5. ISWC code.

6. Collecting Society ID.

Об этих кодах следует рассказать поподробнее, хотя у большинства авторов вряд ли имеются подобные коды, так как Россия еще не присоединилась ни к Договору Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности по Авторскому Праву - WIPO Copyright Treaty - WCT, ни к Договору по Исполнениям и Фонограммам. Однако зачастую у россиян возникают проблемы за рубежом, связанные с привлечением их к ответственности за нарушения данных международных законодательных актов. Потому вкратце упомяну о них.

Международный Стандарт Кода для Звукозаписей

International Standard

Recording Code (ISRC)

Международный Стандарт Кода для Звукозаписей (ISRC) был разработан Международной Организацией по Стандартизации как средство идентификации звуковых записей и музыкальных видеозаписей и известен в настоящее время как Международный Стандарт ISO 3901:2001.

Он был признан в качестве международного стандарта в 1986 году. Международный Стандарт ISO 3901:2001 был подготовлен и управляется Техническим Комитетом ISO/TC 46, Информации и документации, Подкомитет 9, Представление, идентификация и описание документации.

В 1988 году Международная Федерация Фонографической Индустрии (IFPI) рекомендовала своим членам-компаниям адаптировать как можно быстрее систему Международного Стандарта Кода для Звукозаписи в качестве международного средства идентификации звукозаписей, составляющих звуковую дорожку музыкальных видеоклипов. В 1989 году Международная Организация по Стандартизации предоставила IFPI право выполнять функции Международного Агентства по регистрации ISRC-кодов. В это же время во всех европейских странах были не только сформированы национальные организации по регистрации ISRC, но и, начиная с августа 1989, ISRC уже был рекомендован как система идентификации музыкальных видеоклипов и цифровых звукозаписей.

Международный Стандарт Кода для Звукозаписей является средством идентификации звуковых и видеозаписей изнутри. ISRC идентифицирует звукозаписи и музыкальные видеоклипы, а не материальные объекты ("носители"): компакт-диски, кассеты и т.д.

ISRC присваивается первому собственнику смежных прав на фонограмму. Он идентифицирует звуковую запись на протяжении всего периода ее существования (как правило, в течение 50 лет), и используется как изготовителями фонограмм и музыкальных видеоклипов, так и организациями, управляющими авторскими и смежными правами на коллективной основе.

ISRC был разработан, чтобы облегчить обмен информацией на звукозаписи и упростить процедуру коллективного управления смежными правами на звукозаписи.

У каждой фонограммы должен быть уникальный ISRC-код. Любой новой или измененной фонограмме ("ремикс", "кавер-версия") должен быть присвоен новый ISRC-код. Заново использовать ISRC-код, уже присвоенный другой фонограмме, запрещается в плане гарантии уникальности и недвусмысленности идентификации, обеспечиваемой посредством ISRC. Если первый собственник продал фонограмму в неизменном виде, то после такой продажи ISRC останется точно таким же.

Международный Стандарт Кода для Звукозаписей состоит из 12 характеристик, представляющих страну (2 характеристики), регистратора (3 характеристики), год присвоения (2 характеристики) и обозначение (5 характеристик). ISRC является буквенно-цифровым, используя арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита. Он разбивается на четыре элемента, разделенные дефисом, которые в свою очередь следуют друг за другом.

ISWC - Международный Стандарт Кода для Музыкальных Произведений (об этом я расскажу позднее).

Collecting Society ID - идентификационный номер, если вы зарегистрированы в одном из обществ.

Если фонограмма не имеет ни одного из вышеуказанных кодов, вы можете просто пропустить эти поля. Все эти коды служат для защиты ваших же авторских прав, "способствуют контролю за использованием охраняемых авторским и смежным правом музыкальных произведений, фонограмм и исполнений, значительно облегчают сбор и распределение соответствующего потиражного вознаграждения - роялти. ISRC способствует не только регистрации информации о стране происхождения фонограммы, но и выступает как средство установления конкретных собственников интеллектуальной собственности на фонограмму, исполнение и музыкальное произведение, является уникальным средством по идентификации обладателей авторских и смежных прав для целей управления на коллективной основе имущественными авторскими и смежными правами".

Далее вы заполняете обязательные поля.

7. Author/Authors of lyrics - авторы слов

8. Authors of music - авторы музыки

Затем следуют поля, не обязательные для заполнения:

9. Publisher - издатель, то есть владелец или администратор представленной работы.

10. Label - студия звукозаписи, на которой был сведен трек.

11. Track's lyrics - при этом, если ранее эти слова уже издавались, необходимо письменное разрешение от издателя.

12. Track's descriptions - дополнительная информация о записи, история создания, например.

13. Distribution mode - вы можете поставить трек на продажу, как promo (в данном случае), только для фанов, или сделать невидимым-недоступным для посетителей вашей страницы.

Далее, если вы желаете вступить в VMC - музыкальный клуб "Витаминика", нужно поставить галочку. После чего непосредственно из вашего PC выбираете файл и отправляете его - кнопка add/upload the file.

Ну что же, первый файл отправлен. После прослушивания в течение пары дней вы сможете посмотреть на вашу страницу по адресу - http://stage.vitaminic.com/ ваш логин.

Например, адрес моей страницы - http://stage.vitaminic.com/dmitry_r

Добро пожаловать.


Адмиралтейская игла фестивалей (От Пифийских Игр через РОК-наводнениям к Интернет-состязаниям). Последняя статья цикла. Не Пифон, а Дельфы. На игле: насыщение лернейской гидры в Малом Зале Филармонии. Рок-наводнения. VITAMINIC BACKSTAGE  - окончание.

Hosted by uCoz